Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕ́ЦКИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

КЛЕ́ЦКИ (Kletzki, Klecki) Па­уль (Па­вел Яков­ле­вич) (21.3.1900, Лодзь, Поль­ша – 5.3.1973, Ли­вер­пул, Ве­ли­ко­бри­та­ния), польск. и швейц. ди­ри­жёр, ком­по­зи­тор. Из се­мьи евр. ком­мер­сан­та. В 1919–21 учил­ся в Вар­шав­ской конс. по клас­су скрип­ки Э. Млы­нар­ско­го и клас­су ком­по­зи­ции Ю. фон Верт­хай­ма (од­но­вре­мен­но изу­чал фи­ло­со­фию в Вар­шав­ском ун-те), в 1921 – в Выс­шей шко­ле му­зы­ки в Бер­ли­не по клас­су ком­по­зи­ции Ф. Э. Ко­ха. Как ди­ри­жёр де­бю­ти­ро­вал в 1923 в Бер­ли­не (ис­пол­нял собств. про­из­ве­де­ния). Боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ис­пол­ни­тель­ско­го сти­ля К. ока­зал В. Фурт­венг­лер (К. ас­си­сти­ро­вал ему в ра­бо­те с Бер­лин­ским фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ром с 1925). В 1933, с при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов, эмиг­ри­ро­вал в Ита­лию, да­вал кон­цер­ты в Ве­не­ции (1933–34), пре­по­да­вал ком­по­зи­цию и ин­ст­ру­мен­тов­ку в Выс­шей шко­ле му­зы­ки Ми­ла­на (с 1935). В 1936 пе­ре­ехал в СССР, вы­сту­пал с ор­ке­ст­ром Ле­нингр. фи­лар­мо­нии, в 1937–38 гл. ди­ри­жёр Харь­ков­ской фи­лар­мо­нии. В 1938 вер­нул­ся в Зап. Ев­ро­пу, жил в Швей­царии (гра­ж­дан­ст­во с 1947). Пре­по­да­вал в Ло­занн­ской конс. (с 1940 проф.), при­ни­мал уча­стие в муз. фес­ти­ва­лях в Лю­цер­не. В по­сле­во­ен­ные го­ды К. стал все­мир­но из­вест­ным ди­ри­жё­ром, га­ст­ро­ли­ро­вал в Зап. Ев­ро­пе, США (в 1959 иг­рал с Фи­ла­дель­фий­ским ор­ке­ст­ром), в СССР (1966, 1968). В 1954–55 воз­глав­лял Ли­вер­пуль­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр, в 1958–61 – Дал­лас­ский сим­фо­нич. ор­кестр, в 1967–1970 – ор­кестр Ро­ман­ской Швей­ца­рии (здесь был пре­ем­ни­ком Э. Ан­сер­ме). Ре­пер­ту­ар со­сто­ял гл. обр. из про­из­ве­де­ний австр.-нем. ком­по­зи­то­ров, зна­чит. ме­сто в нём за­ни­ма­ла рус. му­зы­ка 19 в. Сре­ди мн. ау­дио­за­пи­сей – все сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на (с Чеш. фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ром), 1-я, 4-я и 9-я сим­фо­нии Г. Ма­ле­ра, 5-я и 6-я сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го (с лон­дон­ским ор­ке­ст­ром «Фи­лар­мо­ния»).

Ав­тор кон­цер­тов для фп. и скрип­ки с ор­ке­ст­ром, 4 сим­фо­ний (наи­бо­лее из­ве­ст­на 3-я сим­фо­ния «In memoriam», 1939, по­свя­щён­ная жерт­вам фа­шиз­ма), скри­пич­ных со­нат, 2 струн­ных квар­те­тов, фп. фан­та­зий и пре­лю­дий, пе­сен; б. ч. со­чи­не­ний К. — в сти­ле позд­не­го ро­ман­тиз­ма.

Вернуться к началу