Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫШНЕГРА́ДСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 164-165

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. К. Кузнецов

ВЫШНЕГРА́ДСКИЙ Иван Алек­сан­д­ро­вич [4.5(16.5).1893, С.-Пе­тер­бург – 29.9.1979, Па­риж], рос. ком­по­зи­тор, муз. тео­ре­тик. Сын А. И. Выш­не­град­ско­го. Пред­ста­ви­тель муз. аван­гар­диз­ма 1910–20-х гг. За­ня­тия ком­по­зи­цей и тео­ри­ей му­зы­ки у Н. А. Со­ко­ло­ва (уче­ни­ка Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва) со­че­тал с по­се­ще­ни­ем фи­ло­соф­ско­го ф-та в С.-Пе­терб. ун-те. На В. ог­ром­ное влия­ние ока­за­ла идея кос­мич. син­те­за ис­кусств А. Н. Скря­би­на (ран­нее соч. В. «День бы­тия», 1917, на собств. текст, вос­при­ни­ма­ет­ся как пря­мое про­дол­же­ние скря­бин­ской «мис­те­рии»). Статьи В. «Рас­кре­по­ще­ние зву­ка» и «Рас­кре­по­ще­ние рит­ма» (обе 1923) име­ют ха­рак­тер эс­те­тич. ма­ни­фе­ста. Счи­тая воз­мож­но­сти 12-то­но­вой тем­пе­ра­ции ис­чер­пан­ны­ми, пред­ло­жил др. ви­ды тем­пе­ра­ции, ос­но­ван­ные на де­ле­нии це­ло­го то­на на боль­шее чем 2 ко­ли­че­ст­во рав­ных час­тей – «мик­ро­то­нов» (наи­бо­лее ак­ту­аль­ным для сво­его вре­ме­ни счи­тал де­ле­ние це­ло­го то­на на 4 чет­вер­ти­то­на); так­же пред­ла­гал де­ле­ние ок­та­вы на про­из­воль­ное (10, 20) ко­ли­че­ст­во рав­ных по ве­ли­чи­не ин­тер­ва­лов и, на­ко­нец, де­ле­ние се­ми­ок­тав­но­го диа­па­зо­на на 505 час­тей (на­зы­вал та­кой тип зву­ковой сис­те­мы «зву­ко­вой кон­ти­ну­ум», а вза­им­ную не­за­ви­си­мость сту­пе­ней под­чёр­ки­вал тер­ми­ном «пан­со­нор­ность»). Под «ос­во­бо­ж­де­ни­ем рит­ма» по­ни­мал вне­дре­ние в не­го не­ких ир­ра­цио­наль­ных ве­ли­чин, не­сво­ди­мых к тра­диц. чи­сло­вым про­пор­ци­ям. Прак­ти­че­ские «опы­ты пре­одо­ле­ния тем­пе­ра­ции» (вы­ра­же­ние Б. В. Асафь­е­ва) В. на­чал со­чи­не­ни­ем «7 ва­риа­ций на но­ту до» для 2 фор­те­пиа­но с чет­вер­ти­то­но­вой на­строй­кой op. 10 (1920). В 1920 эмиг­ри­ро­вал в Па­риж, за­тем пе­ре­ехал в Бер­лин, где ра­бо­та­ли А. Ха­ба, Й. Ма­гер, В. Мёл­лен­дорф, Р. Штайн, так­же экс­пе­ри­мен­ти­ро­вав­шие в об­лас­ти мик­ро­хро­ма­ти­ки. Сре­ди др. со­чи­не­ний: сим­фо­ния «Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра» для 4 фп. op. 17 (2-я ред. – 1936), «Кос­мос» для 4 фп. op. 28 (1940), «Этюд в фор­ме ма­ги­че­ско­го квад­ра­та» для фп. op. 40 (1956), «Ульт­ра­хро­ма­ти­че­ский этюд» для ор­га­на в на­строй­ке 1/31 ок­та­вы op. 42 (1959). В 1950–60-е гг. со­чи­нял для волн Мар­те­но [«Trans­parences I, II» op. 36 и 47 (1953, 1963)]. В му­зы­ке В., не­смот­ря на за­яв­лен­ную «рас­кре­по­щён­ность», со­хра­ня­ет­ся пре­ем­ст­вен­ность с позд­не­ро­ман­тич. то­наль­но­стью («ульт­ра­хро­ма­тизм» трак­ту­ет­ся как обо­ст­ре­ние при­су­щих ей ла­до­вых тя­го­те­ний); рит­ми­ка В. впол­не тра­ди­ци­он­но опи­ра­ет­ся на такт.

Соч.: Manuel dharmonie à quarts de ton. P., 1932; Рас­кре­по­ще­ние зву­ка. Рас­кре­по­ще­ние рит­ма // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 1992. № 2.

Лит.: По­свя­ща­ет­ся И. А. Выш­не­град­ско­му // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 1992. № 2; Barthel­mes B. Raum und Klang: das musikalische und theoretische Schaffen Ivan Wyschnegradskys. Hof­heim, 1995. И. Выш­не­град­ский. Пи­ра­ми­да жиз­ни. М., 2001.

Вернуться к началу