Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОРЛОВО́Е ПЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 439

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Мазепус

ГОРЛОВО́Е ПЕ́НИЕ, на­зва­ние ря­да спе­ци­фич. приё­мов пе­ния с не­обыч­ной ар­ти­ку­ля­ци­ей в глот­ке и/или гор­та­ни, ти­пич­ных для тра­диц. муз. куль­тур Си­би­ри. Вы­де­ля­ют­ся 2 осн. раз­но­вид­но­сти. Пер­вая из них ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем од­но­го или не­сколь­ких яр­ко зву­ча­щих при­зву­ков, бо­лее низ­ких, чем ос­нов­ной тон (см. в ст. Ун­тер­тон). При­зву­ки воз­ни­ка­ют при взаи­мо­дей­ст­вии виб­ра­ции го­ло­со­вых свя­зок («обыч­ный» го­лос) с ко­ле­ба­ния­ми т. н. ре­лак­са­ци­он­но­го ти­па (че­ре­до­ва­ние смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния свя­зок под дей­ст­ви­ем струи воз­ду­ха, про­хо­дя­щей че­рез уз­кую го­лосо­вую щель). Для та­ко­го взаи­мо­дей­ст­вия ха­рак­те­рен ре­жим де­ле­ния час­то­ты, при ко­то­ром и воз­ни­ка­ют при­зву­ки (ок­та­ва со­от­вет­ст­ву­ет де­ле­нию час­то­ты осн. то­на на 2, дуо­де­ци­ма – на 3, двой­ная ок­та­ва – на 4). Спектр зву­ка (и, со­от­вет­ст­вен­но, его тембр) из­ме­ня­ет­ся в сто­ро­ну на­сы­щен­но­сти вы­со­ки­ми обер­то­на­ми. Ниж­ний ун­тер­тон мо­жет вос­при­ни­мать­ся как осн. тон. Эта раз­но­вид­ность Г. п. рас­про­стра­не­на в эпич. тра­ди­ци­ях тю­рок Юж. Си­би­ри (ал­тай-ки­жи, те­лен­ги­ты, ха­ка­сы, от­час­ти шор­цы). Сход­ные яв­ле­ния на­блю­да­ют­ся в тра­диц. му­зы­ке др. на­ро­дов.

Вторая раз­но­вид­ность Г. п. пред­став­ля­ет со­бой соль­ное двух­го­ло­сие (мно­го­го­ло­сие) – од­но­вре­мен­ное зву­ча­ние не­под­виж­но­го низ­ко­го ос­нов­но­го то­на и од­но­го вы­со­ко­го (из­ред­ка двух), из­ме­няю­ще­го­ся по вы­со­те. «Верх­ний го­лос», ино­гда до­воль­но раз­ви­той, дви­жет­ся по обер­то­нам (обыч­но ис­поль­зу­ют­ся 4–13-й обер­то­ны). Воз­мож­но ис­поль­зо­ва­ние зву­ков, ле­жа­щих ме­ж­ду обер­то­на­ми (зву­чат зна­чи­тель­но сла­бее). Яв­ле­ние соль­но­го мно­го­го­ло­сия объ­яс­ня­ет­ся вы­со­ким аку­стич. ка­че­ст­вом гор­та­ни и над­гор­тан­ных ре­зо­на­то­ров (по­лос­ти глот­ки и рта): сис­те­ма ре­зо­на­то­ров су­ще­ст­вен­но уси­ли­ва­ет обер­тон, на ко­то­рый она на­строе­на; из­ме­няя на­строй­ку ре­зо­на­то­ров, ис­пол­ни­тель уси­ли­ва­ет раз­ные обер­то­ны, по­лу­чая обер­то­но­вую ме­ло­дию. Со­глас­но др. тео­рии, вы­со­кий звук соль­но­го двух­го­ло­сия – это свист, воз­ни­каю­щий при про­хо­ж­де­нии воз­ду­ха че­рез су­же­ние, об­ра­зо­ван­ное силь­но све­дён­ны­ми вес­ти­бу­ляр­ны­ми (лож­ны­ми) связ­ка­ми. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но в Ту­ве (под назв. хо­омей), где на­де­ле­но вы­со­кой ху­дож. и куль­тур­ной зна­чи­мо­стью, от­ли­ча­ет­ся сти­ле­вой диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­стью. Пред­по­ло­жи­тель­но ту­вин­ский хо­омей ле­жит в ос­но­ве сход­ных тра­ди­ций у мон­го­лов, юж. ал­тай­цев, ха­ка­сов, баш­кир, кал­мы­ков, ти­бет­цев. Близ­кие яв­ле­ния за­фик­си­ро­ва­ны на Бал­ка­нах, Кор­си­ке, в Юж. Аф­ри­ке и др. ре­гио­нах.

Лит.: Ак­се­нов А. Н. Ту­вин­ская на­род­ная му­зы­ка. М., 1964; Их­ти­са­мов Х. За­мет­ки о двух­го­лос­ном гор­тан­ном пе­нии тюрк­ских и мон­голь­ских на­ро­дов // Му­зы­ка на­ро­дов Азии и Аф­ри­ки. М., 1984. Вып. 4; Дмит­ри­ев Л. Б., Чер­нов БП., Мас­лов Л. Т. Тай­на ту­вин­ского «ду­эта», или свой­ст­во гор­та­ни че­ло­ве­ка фор­ми­ро­вать ме­ха­низм аэ­ро­ди­на­ми­че­ско­го сви­ста. Но­во­сиб., 1992; Tongeren M. van. Xoomey in Tuva: new developments, new dimensions. Amst., 1994; Ма­зе­пус В. В. Ар­ти­ку­ля­ци­он­ная клас­си­фи­ка­ция и прин­ци­пы но­та­ции тем­бров му­зы­каль­но­го фольк­ло­ра // Фольк­лор. Ком­плекс­ная тек­сто­ло­гия, 1998. М., 1998; Хар­ви­лах­ти Л. Ал­тай­ское гор­ло­вое пе­ние: про­бы ана­ли­за фо­но­за­пи­сей с по­мо­щью ЭВМ // Там же.

Вернуться к началу