Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОНГ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 393-394

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Алпатова

ГОНГ (от ин­до­не­зий­ско­го и ма­лай­ско­го gong, зву­ко­под­ра­жа­тель­ное), муз. ин­ст­ру­мент, удар­ный идио­фон. Ти­пич­ный ин­ст­ру­мент тра­диц. му­зы­ки Юго-Вост. и Вост. Азии, рас­про­стра­нён так­же в Юж. и Центр. Азии. Кор­пус ли­той или ко­ва­ный (в осн. из брон­зы, ла­ту­ни), диа­мет­ром 15–100 см, дис­ко­вид­ный (пло­ский; слож­но­про­фи­ли­ро­ван­ный: с ото­гну­ты­ми края­ми, шиш­ко­об­раз­ным вы­сту­пом в цен­тре) или кот­ло­вид­ный (по­след­ний бли­зок т. н. брон­зо­вым ба­ра­ба­нам куль­ту­ры Донг­шон). Пред­по­ло­жи­тель­но про­ис­хо­дит из Пе­ред­ней Азии. Наи­бо­лее ран­ние об­раз­цы (2 в. до н. э.) най­де­ны при ар­хео­ло­гич. рас­коп­ках в юго-вост. Ки­тае. Гл. цен­тры про­из-ва Г. в Азии: Мьян­ма, Таи­ланд, Ки­тай, Вьет­нам, Ин­до­не­зия (о. Ява).

Китайский юньло – набор гонгов.

Г. раз­ны­ми спо­со­ба­ми под­ве­ши­ва­ют (в ра­ме, на шес­те, на пле­че, один под дру­гим, ли­це­вой ча­стью друг к дру­гу и др.), за­кре­п­ля­ют го­ри­зон­таль­но (в ра­ме, ко­роб­ке, на шес­те) или дер­жат в ру­ке на шну­ре. Раз­ли­ча­ют­ся оди­ноч­ные Г. (напр., яван­ские кем­пул, агенг) и на­бо­ры (яван­ский бо­нанг – на­бор из 4–19 кот­ло­вид­ных Г.). Иг­ра­ют 1 или 2 ко­ло­туш­ка­ми. Звук гус­той, глу­бо­кий, на­сы­щен­ный обер­то­на­ми, мед­лен­но за­ту­хаю­щий, в за­ви­си­мо­сти от со­ста­ва спла­ва и раз­ме­ра бо­лее звон­кий или глу­хой, тя­жё­лый или лёг­кий, низ­кий или вы­со­кий. Су­ще­ст­ву­ют Г. как с не­оп­ре­де­лён­ной, так и с оп­ре­де­лён­ной вы­со­той зву­ка. В га­ме­ла­не строй гон­гов со­от­вет­ст­ву­ет осн. ла­до­вым сис­те­мам ин­до­нез. га­ме­лан­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния – слен­д­ро и пе­лог.

Со­хра­няя функ­цию куль­то­во­го ин­ст­ру­мен­та (в т. ч. в буд­диз­ме и ин­ду­из­ме), боль­шой Г. ис­поль­зу­ет­ся и как сиг­наль­ный. Г. вхо­дят в разл. тра­диц. ан­самб­ли и ор­ке­ст­ры, со­про­во­ж­да­ют те­ат­раль­ные (в т. ч. ку­коль­ные, те­ат­ра те­ней) пред­став­ле­ния, пе­ние и тан­цы.

В кон. 18 в. вер­ти­каль­но под­ве­шен­ный в ра­ме боль­шой дис­ко­вид­ный Г. кит. про­ис­хо­ж­де­ния поя­вил­ся в ев­роп. сим­фо­нич. ор­ке­ст­ре. Ис­поль­зу­ют­ся 3 его раз­но­вид­но­сти: боль­шой – там­там, ма­лый пло­ский «ки­тай­ский Г.» и ма­лый, с за­гну­ты­ми края­ми и вы­пук­ло­стью в цен­тре, «яван­ский Г.».

Вернуться к началу