Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОДО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 295

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Грохотов

ГОДО́ВСКИЙ (Godowsky) Ле­о­польд [1(13).2.1870, Со­шлы, близ Виль­но – 21.11.1938, Нью-Йорк], амер. пиа­нист, пе­да­гог, ком­по­зи­тор. Сис­те­ма­тич. муз. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил, не­дол­го учил­ся у Э. Ру­дор­фа (1884, Бер­лин), поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми К. Сен-Сан­са (1887–1890). Кон­цер­ти­ро­вал с ран­не­го дет­ст­ва, по­на­ча­лу так­же как скри­пач. В 1890–1900 пре­по­да­вал в муз. учеб­ных за­ве­де­ни­ях Нью-Йор­ка, Фи­ла­дель­фии, Чи­ка­го. С 1900 жил в Бер­ли­не. В 1909–14 ру­ко­во­дил клас­са­ми выс­ше­го ис­пол­ни­тель­ско­го мас­тер­ст­ва Вен­ской ака­де­мии му­зы­ки (сре­ди уче­ни­ков – И. А. Доб­ро­вейн, Г. Г. Ней­га­уз). С 1914 жил в США. Мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал, гл. обр. в Аме­ри­ке и Ев­ро­пе, с 1905 не­од­но­крат­но в Рос­сии. Глу­бо­ко ин­тел­лек­ту­аль­ное ис­пол­ни­тель­ское иск-во Г. от­ли­ча­лось не­по­гре­ши­мым вку­сом, вы­даю­щим­ся тех­нич. мас­тер­ст­вом, зву­ко­вой тон­ко­стью и сво­бо­дой. Боль­шое влия­ние на со­вре­мен­ни­ков и пиа­ни­стов по­сле­дую­щих по­ко­ле­ний ока­за­ли сфор­му­ли­ро­ван­ные им прин­ци­пы эко­но­мии дви­же­ний и ис­поль­зо­ва­ния при иг­ре ос­во­бо­ж­дён­но­го ве­са ру­ки. Сре­ди об­шир­но­го ком­по­зи­тор­ско­го на­сле­дия Г. наи­бо­лее из­вест­ны фп. транс­крип­ции, гл. обр. про­из­ве­де­ний ком­по­зи­то­ров 17–18 вв. (сб. «Ре­нес­санс»), этю­дов Ф. Шо­пе­на, валь­сов И. Штрау­са; как и его ори­ги­наль­ные фп. со­чи­не­ния, они от­ли­ча­ют­ся изо­щрён­ной позд­не­ро­ман­ти­че­ской гар­мо­ни­ей и по­ли­фо­ни­зи­ро­ван­ной фак­ту­рой.

Лит.: Aronson M. A key to the miniatures of L. Godowsky. N. Y., 1935; Nicholas J. Go­dow­sky, the pianists’ pianist. Hexham, 1989; Ней­га­уз Г. Г. Па­мя­ти Л. Го­дов­ско­го // Ней­га­уз Г. Г. Раз­мыш­ле­ния, вос­по­ми­на­ния, днев­ни­ки. Из­бран­ные ста­тьи. М., 2000.

Вернуться к началу