ГЛИЭ́Р
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛИЭ́Р Рейнгольд Морицевич [30.12.1874 (11.1.1875), Киев – 23.6.1956, Москва], рос. композитор, педагог, дирижёр, нар. арт. СССР (1938). Его отец – потомственный мастер духовых муз. инструментов. В 1900 окончил Моск. конс. по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова, своим главным учителем считал С. И. Танеева (музыкальная форма, полифония). В 1900-е гг. сочинял гл. обр. камерную, а также симфонич. музыку, что определялось влиянием Танеева и сближением с композиторами петерб. школы, прежде всего с А. К. Глазуновым. Г. посещал собрания в доме М. П. Беляева (С.-Петербург), при содействии которого исполнялись его сочинения (романсы входили в репертуар известных певцов); ряд произведений, в т. ч. 3-й секстет и симфонич. поэма «Сирены», были отмечены Глинкинской пр. (1905, 1908). С 1900 преподавал теоретич. предметы в моск. Муз. школе сестёр Гнесиных, среди его приватных учеников – Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев. В 1907–08 в Берлине брал уроки дирижирования у О. Фрида, по возвращении в Россию начал выступать с исполнением гл. обр. собственных произведений. С 1913 проф., с 1914 директор Киевской конс., где вёл композицию (среди учеников – Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий), оперный, оркестровый, камерный классы. В 1920-х гг. сотрудничал в Моск. отделе нар. образования, Муз. отделе Наркомпроса РСФСР. В 1920–41 проф. Моск. конс. по классу композиции (среди учеников – композиторы Б. А. Александров, А. В. Мосолов, А. Г. Новиков, Н. П. Раков, муз. теоретики А. Ф. Мутли, И. В. Способин). В 1938 пред. Моск. отделения СК, в 1939–48 пред. оргкомитета СК СССР. В кон. 1930-х и в кон. 1940-х гг. предпринял неск. гастрольных поездок по стране, выступая с авторскими концертами.
В послереволюц. и последующие годы работал гл. обр. в области сценич. музыки. В балете «Красный мак» (1927, Москва; с 1957 «Красный цветок») осуществил знаменательный поворот традиц. «большого балета» к совр. тематике. Сочинение им опер «Шахсенем» (1927, Баку) и «Лейли и Меджнун» (соавтор – Т. Садыков; 1940, Ташкент) стимулировало становление проф. композиторских школ в Азербайджане и Узбекистане. Популярен «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник» (по А. С. Пушкину; 1949, Ленинград; Гос. пр. СССР, 1950). В области оркестровой музыки Г. отдавал предпочтение одночастным программным произведениям (увертюра «Ферганский праздник», 1940; поэма «Заповiт» памяти Т. Г. Шевченко, 1941). Среди сочинений крупной формы выделяются концерты для разных инструментов с оркестром, в т. ч. для арфы (1938), валторны (1951), написанные с исчерпывающим знанием их специфики. Из музыки позднего периода наиболее исполняемыми остаются Концерт для голоса [колоратурного сопрано] с оркестром (1943; Гос. пр. СССР, 1946; самый известный образец жанра) и Квартет № 4 (1946; Гос. пр. СССР, 1948).
Воспитанный в классич. традициях, Г. не стремился к радикальному обновлению муз. языка, однако при этом гармонич. средства его сочинений 1900–1910-х гг. в контексте достижений А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова не выглядят упрощёнными; он блистательно владел контрапунктом, формой, оркестровкой. Г. находил новые приёмы (в т. ч. гармонические) обращения с «восточным» тематич. материалом. Лирич. произведения (сложные инструментальные формы, романсы) – лучшие в его наследии. В эпич. духе выдержаны 3-я симфония «Илья Муромец» (1911; Глинкинская пр., 1914) и сочинения картинно-красочного и повествовательно-программного характера.
Г. – автор ряда статей, воспоминаний о С. И. Танееве.