Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛАРЕА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 221

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГЛАРЕА́Н (Glareanus; наст. фам. Ло­рис – Loris, Loritus) Ген­рих (июнь 1488, Мол­лис, кан­тон Гла­рус – 28.3.1563, Фрай­бург-им-Брайс­гау), швейц. муз. тео­ре­тик. В 1510 окон­чил Кёльн­ский ун-т, где изу­чал фи­ло­со­фию, бо­го­сло­вие, ма­те­ма­ти­ку и му­зы­ку; сре­ди его учи­те­лей – бо­го­слов и муз. тео­ре­тик Ио­ганн Кок­лей. За по­этич. па­не­ги­рик в ад­рес Мак­си­ми­лиа­на I Габс­бур­га удо­сто­ил­ся имп. на­град, в т. ч. лав­ро­во­го вен­ка (1512). Был дру­жен с Эраз­мом Рот­тер­дам­ским, ко­то­рый ока­зал силь­ней­шее влия­ние на ми­ро­воз­зре­ние Г., в т. ч. оп­ре­де­лил ха­рак­тер его вос­при­ятия ан­тич­но­сти. С 1529 проф. по­эти­ки (позд­нее так­же бо­го­сло­вия) во Фрай­бург­ском ун-те. Сре­ди тру­дов Г. (все­го ок. 20, в т. ч. «Вве­де­ние в му­зы­ку», 1516) осо­бен­но зна­ме­нит трак­тат «До­де­ка­хорд» (в пер. с греч. яз. «Две­на­дца­ти­ст­рун­ник», 1539, изд. в 1547), со­дер­жа­щий в т. ч. уче­ние о ла­дах. Ссы­ла­ясь на ан­тич­ных муз. тео­ре­ти­ков (важ­ней­шим ав­то­ри­те­том для Г. был Бо­эций), до­ба­вил к 8 тра­диц. цер­ков­ным ла­дам (то­нам) ещё 4: ио­ний­ский ав­тен­ти­че­ский (по сви­де­тель­ст­ву Г., са­мый рас­про­стра­нён­ный в совр. ему му­зы­ке), ио­ний­ский пла­галь­ный, эо­лий­ский ав­тен­ти­че­ский, эо­лий­ский пла­галь­ный. Но­ва­тор­ской бы­ла по­пыт­ка Г. рас­про­стра­нить тео­рию 12 ла­дов не толь­ко на од­но­го­лос­ный хо­рал (cantus pla­nus), но и на мно­го­го­ло­сие; не­ред­ко он рас­смат­ри­вал вы­сот­ную струк­ту­ру мно­го­го­лос­но­го це­ло­го как сум­му не­сколь­ких ла­дов (в совр. тер­ми­но­ло­гии – по­ли­ла­до­вость). Но­вая сис­те­ма­ти­ка ла­дов за­кре­пи­лась в муз. тео­рии (у Дж. Цар­ли­но и др.) и ока­за­ла влия­ние на ин­ст­ру­мен­таль­ное твор­че­ст­во ком­по­зи­то­ров эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (так, К. Ме­ру­ло, А. и Дж. Габ­рие­ли пи­са­ли ток­ка­ты и ри­чер­ка­ры во всех 12 ла­дах).

Соч.: Dodecachordon / Translation, trans­cip­tion and commentary by C. A. Miller. [Rome], 1965.

Вернуться к началу