Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАРМО́НИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Мирек
Разновидности гармоники: 1 – гармоника Ф. Киршника (реконструкция); 2 – саратовская гармоника, 1930-е гг.; 3 – хромка (мастер А. А. Сизов, Москва, 2002). Музей русской гармоники А. М...

ГАРМО́НИКА, гар­монь (от греч. άρμονιϰός – со­звуч­ный, строй­ный, гар­мо­нич­ный), кла­виш­но-ду­хо­вой му­зы­каль­ный ин­ст­ру­мент клас­са аэ­ро­фо­нов. Ис­точ­ник зву­ка – т. н. про­ска­ки­ваю­щие языч­ки, ко­леб­лю­щие­ся под дей­ст­ви­ем воз­душ­ной струи и уп­рав­ляе­мые кноп­ка­ми, или кла­па­на­ми (в не­ко­то­рых ви­дах – кла­ви­ша­ми фп. ти­па). Пер­вая Г. (на­столь­ная, с хро­ма­тич. зву­ко­ря­дом) по­ст­рое­на в 1780 пе­терб. ор­ган­ным мас­те­ром чеш. про­ис­хо­ж­де­ния Ф. Кирш­ни­ком. Са­мое ши­ро­кое рас­про­ст­ра­не­ние по­лу­чи­ла руч­ная Г., из­ве­ст­ная во мно­же­ст­ве раз­но­вид­но­стей. К Г. от­но­сят­ся так­же губная гар­мо­ни­ка­, фисгар­мо­ния­.

 

 

 

Пер­вая руч­ная Г. скон­ст­руи­ро­ва­на в 1822 нем. ма­сте­ром К. Ф. Буш­ма­ном. Кор­пус руч­ной Г. со­сто­ит из 2 час­тей, со­еди­нён­ных мéхами. Пра­вая кла­виа­ту­ра в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев пред­на­зна­че­на для ис­пол­не­ния ме­ло­дии; языч­ки, уп­рав­ляе­мые с пра­вой кла­ви­а­ту­ры, рас­по­ла­га­ют­ся па­ра­ми, один зву­чит при сжа­тии ме­хов, дру­гой – при рас­тя­ги­ва­нии. Ес­ли оба языч­ка на­строе­ны по-раз­но­му, на­жа­тие од­ной к.-л. кноп­ки по­зво­ля­ет из­влечь 2 раз­ных зву­ка при сжа­тии и рас­тя­ги­ва­нии ме­хов. Та­кая сис­те­ма бы­ла при­ме­не­на во мно­гих раз­но­вид­но­стях рус. Г., на­чи­ная с туль­ской. Бо­лее про­грес­сив­на сис­те­ма, при ко­то­рой оба языч­ка, со­став­ляю­щие па­ру, на­строе­ны в уни­сон: вы­со­та зву­ка в та­ких Г. оди­на­ко­ва при сжа­тии и рас­тя­ги­ва­нии ме­хов. Эта сис­те­ма при­ме­не­на во мно­гих раз­но­вид­но­стях рус. Г. (во­ло­год­ская, хром­ка), в бая­не и ак­кор­део­не. На ос­но­ве туль­ской Г. бы­ла по­строе­на пер­вая рус. Г. с хро­ма­ти­че­ским зву­ко­ря­дом сис­те­мы Н. И. Бе­ло­бо­ро­до­ва. В 1891 ба­вар­ский мас­тер Г. Мир­вальд скон­ст­руи­ро­вал 3-ряд­ную гар­мо­ни­ку с пол­ным хро­ма­ти­че­ским зву­ко­ря­дом.

В ле­вой час­ти кор­пу­са по­ме­ща­ют­ся кноп­ки, слу­жа­щие для ак­ком­па­не­мен­та. На ин­ст­ру­мен­те с 2 кноп­ка­ми мож­но из­влечь лишь то­ни­ку и до­ми­нан­ту, с уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ст­ва кно­пок воз­мож­но­сти ак­ком­па­не­мен­та воз­рас­та­ют; даль­ней­шее раз­ви­тие ак­ком­па­не­мен­та шло по квин­то­во­му кру­гу. В 1829 вен­ский мас­тер К. Де­ми­ан изо­брёл спо­соб из­вле­че­ния го­то­во­го ак­кор­да для ак­ком­па­не­мен­та на­жа­ти­ем од­ной кноп­ки.

С нач. 19 в. Г. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в Гер­ма­нии, Ав­ст­рии, Фран­ции, Ан­г­лии и др. стра­нах Ев­ро­пы. В Рос­сии пром. про­из-во Г. на­ча­лось в 1830-е гг. в Ту­ле. На про­тя­же­нии при­бли­зи­тель­но 100 лет в раз­ных об­лас­тях Рос­сии бы­ло соз­да­но мно­же­ст­во раз­но­вид­но­стей Г., от­ли­чаю­щих­ся кон­ст­рук­ци­ей и зву­ко­ря­да­ми: туль­ская, че­ре­по­вец­кая, са­ра­тов­ская, вят­ская, ли­вен­ка (все – с од­но­ряд­ной пра­вой кла­виа­ту­рой); во­ло­год­ская (2-ряд­ная), елец­кая (1-ряд­ная ру­сян­ка, 1-ряд­ная ро­яль­ная, 2-ряд­ная ро­яль­ная хро­ма­ти­че­ская), бо­ло­го­ев­ская (2- и 3-ряд­ная), смо­лен­ская (3-ряд­ная), но­во­ржев­ская (4- и 5-ряд­ная), ка­си­мов­ская (2-ряд­ная), ни­же­го­род­ская таль­ян­ка (1-ряд­ная), пе­тер­бург­ская (2-, 3- и 4-ряд­ная), хром­ка (2-ряд­ная диа­то­ни­че­ская). Ка­ж­дая мо­дель от­ра­жа­ла осо­бен­но­сти ме­ст­но­го ре­пер­туа­ра и ис­пол­ни­тель­скую спе­ци­фи­ку. В 1870-е гг. в Рос­сии по­яви­лись т. н. го­род­ские Г. (в ос­но­ве – 2- и 3-ряд­ная «вен­ка»), не имев­шие яр­ко вы­ра­жен­ных ло­каль­ных при­зна­ков. В зо­нах влия­ния рус. куль­ту­ры на про­тя­же­нии 19–20 вв. поя­ви­лись нац. раз­но­вид­но­сти Г. (у на­ро­дов Сев. Кав­ка­за, За­кав­ка­зья, По­вол­жья, Ср. Азии). Наи­бо­лее со­вер­шен­ные ин­ст­ру­мен­ты ти­па Г., рас­по­ла­гаю­щие хро­ма­тич. зву­ко­ря­дом и воз­мож­но­стью ак­ком­па­не­мен­та во всех то­наль­но­стях, – ба­ян и ак­кор­де­он. В раз­ных стра­нах со­хра­ня­ют по­пу­ляр­ность ме­ст­ные раз­но­вид­но­сти Г., также кон­цер­ти­на и бан­до­не­он.

Лит.: Бла­го­да­тов Г. И. Рус­ская гар­мо­ни­ка. М., 1960; Ми­рек А. М. Из ис­то­рии ак­кор­део­на и бая­на. М., 1967; он же. Спра­воч­ник по гар­мо­ни­кам. М., 1968; он же....И зву­чит гар­мо­ни­ка... М., 1979; он же. Схе­ма воз­ник­но­ве­ния и клас­си­фи­ка­ция ос­нов­ных ви­дов гар­мо­ник. М., 1992; он же. Гар­мо­ни­ка: про­шлое и на­стоя­щее. М., 1994.

Вернуться к началу