Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАРМОНИЗА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 406-407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Плотникова (гармонизация в русском церковном пении)

ГАРМОНИЗА́ЦИЯ в му­зы­ке, вы­яв­ле­ние ла­до­функ­цио­наль­ной сущ­но­сти то­нов ме­ло­дии и её со­про­во­ж­де­ние со­от­вет­ст­вую­щи­ми ак­кор­да­ми. Г. дан­но­го го­ло­са (со­пра­но, ба­са, так­же од­но­го из сред­них го­ло­сов – те­но­ра или аль­та) – тра­диц. ме­тод обу­че­ния прак­тич. гар­мо­нии. Рас­про­стра­нён­ные в ев­роп. проф. му­зы­ке 18–19 вв. Г. нар.-пе­сен­ных ме­ло­дий спо­соб­ст­во­ва­ли вза­им­но­му обо­га­ще­нию нац. куль­тур (сре­ди ав­то­ров Г. – Й. Гайдн, Л. ван Бет­хо­вен, М. И. Глин­ка, М. А. Ба­ла­ки­рев, П. И. Чай­ков­ский, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, А. К. Ля­дов), од­на­ко свое­об­ра­зие фольк­лор­но­го ис­точ­ни­ка в них не­ред­ко ни­ве­ли­ро­ва­лось, мно­го­голос­ная ткань лишь час­тич­но со­хра­ня­ла на­цио­наль­но-ха­рак­тер­ные обо­ро­ты, при­во­ди­лась в со­от­вет­ст­вие пра­ви­лам школь­ной гар­мо­нии (из­бе­га­лись па­рал­ле­лиз­мы квинт и т. п.). В ча­ст­но­сти, для рус. нар. пе­ния не­ха­рак­тер­но че­ты­рёх­го­ло­сие, пре­об­ла­даю­щее в об­ра­бот­ках 19 в. В ус­ло­ви­ях ла­до­то­наль­ной и ак­кор­до­вой мно­го­знач­но­сти гар­мо­нич. сис­тем 20–21 вв. воз­мож­ны су­ще­ст­вен­но разл. ва­ри­ан­ты Г. од­ной и той же ме­ло­дии.

В рус. цер­ков­ном пе­нии Г. – фор­ма мно­го­го­лос­ной об­ра­бот­ки мо­но­дич. рас­пе­вов (зна­мен­но­го, пу­те­во­го, де­ме­ст­вен­но­го, ки­ев­ско­го, гре­че­ско­го, бол­гар­ско­го и др.). Пар­тес­ные Г. (см. Партес­ное пе­ние­) рас­про­ст­ра­ни­лись во 2-й пол. 17 в., бы­ли рас­счи­та­ны гл. обр. на 4-го­лос­ный (ди­скан­ты, аль­ты, те­но­ра, ба­сы), ре­же 8-го­лос­ный хор (так­же встре­ча­ют­ся Г. на 3, 5, 6 го­ло­сов). Об­раз­цы пре­им. ано­ним­но­го твор­че­ст­ва Г. со­хра­ни­лись в ви­де отд. пар­тий (т. н. по­го­лос­ни­ков), ре­же хо­ро­вых пар­ти­тур (ме­ло­дия пер­во­ис­точ­ни­ка по­ме­ща­лась в те­но­ро­вой пар­тии). Ха­рак­те­рен сме­шан­ный мно­го­го­лос­ный склад: ак­кор­до­вая фак­ту­ра, под­чи­няю­щая­ся пра­ви­лам клас­сич. гар­мо­нии (ко­то­рые в 17 в. пе­ре­жи­ва­ли вре­мя свое­го ста­нов­ле­ния), со сле­да­ми ге­те­ро­фо­нии (пря­мое дви­же­ние го­ло­сов, па­рал­ле­лиз­мы). В кон. 17–18 вв. бы­ли соз­да­ны пар­тес­ные Г. пес­но­пе­ний осн. пев­че­ских книг: Оби­хо­да, Ок­тои­ха, Ир­мо­ло­гия, Празд­ни­ков, Трио­ди, Трез­во­нов. Мно­го­го­лос­ные «пе­ре­ло­же­ния» рас­пе­вов в 1-й пол. 19 в. соз­да­ва­лись ис­клю­чи­тель­но в При­двор­ной певч. ка­пел­ле (Д. С. Борт­нян­ским, П. И. Тур­ча­ни­но­вым, А. Ф. Льво­вым и др.), ме­ло­дии под­вер­га­лись из­ме­не­нию и со­кра­ще­нию, круг га­мо­нич. средств был ис­кус­ст­вен­но су­жен, фак­ту­ра пре­дель­но уп­ро­ще­на (вплоть до дуб­ли­ро­ва­ния ме­ло­дии в тер­цию и сек­сту). Во 2-й пол. 19 в. М. И. Глин­ка прак­ти­че­ски и В. Ф. Одо­ев­ский тео­ре­ти­че­ски раз­ра­бо­та­ли но­вые прин­ци­пы Г. рас­пе­вов с учё­том их нац. свое­об­ра­зия. Стрем­ле­ние рас­кре­пос­тить фак­ту­ру, на­сы­тить все го­ло­са ме­ло­дич. дви­же­ни­ем от­ли­ча­ет гар­мо­ни­за­ции П. И. Чай­ков­ско­го (цикл «Все­нощ­ное бде­ние» ор. 52 с под­за­го­лов­ком «Опыт гар­мо­ни­за­ции бо­го­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний»), син­тез приё­мов цер­ков­но­го и нар. пе­ния осу­ще­ст­вил Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков (в сво­их пе­ре­ло­же­ни­ях ис­поль­зо­вал не­пол­ные ак­кор­ды, гар­мо­ни­че­ски варь­и­ро­вал пов­то­ряю­щие­ся по­пев­ки). В рус. ду­хов­ной му­зы­ке кон. 19 – нач. 20 вв. шли ин­тен­сив­ные по­ис­ки Г. рас­пе­вов с учё­том до­сти­же­ний муз. ме­ди­е­вис­ти­ки, вво­ди­лись ра­нее не­во­ст­ре­бо­ван­ные гар­мо­нич. сред­ст­ва, при­ё­мы «хо­ро­вой ин­стру­мен­тов­ки», вы­во­дя­щие ком­по­зи­тор­ское твор­че­ст­во (в ча­ст­но­сти, пред­ста­ви­те­лей моск. Си­но­даль­ной шко­лы – А. Д. Кас­таль­ско­го, А. Т. Гре­ча­ни­но­ва, П. Г. Чес­но­ко­ва, А. В. Ни­коль­ско­го, С. В. Рах­ма­ни­но­ва) за пре­де­лы по­ня­тия «гар­мо­ни­за­ция».

Лит.: Плот­ни­ко­ва Н. Ю. Пар­тес­ные гар­мо­ни­за­ции зна­мен­но­го и гре­че­ско­го рас­пе­вов. М., 2005; она же. Гар­мо­ни­за­ция // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2005. Т. 10.

Вернуться к началу