Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́РБУЗОВ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 395-396

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГА́РБУЗОВ Ни­ко­лай Алек­сан­д­ро­вич [23.6(5.7).1880, Мо­ск­ва – 3.5.1955, там же], рос. учё­ный-аку­стик, му­зы­ко­вед. Д-р ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1940). В 1906 окон­чил С.-Пе­терб. гор­ный ин-т, в 1916 – Муз.-дра­ма­тич. уч-ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва по клас­сам ком­по­зи­ции А. Н. Ко­ре­щен­ко и А. Д. Кас­таль­ско­го. С 1921 вёл ис­сле­доват. ра­бо­ту в соз­дан­ном при его не­по­средств. уча­стии Гос. ин-те муз. нау­ки (ГИМН, воз­глав­лял его вплоть до ли­к­ви­да­ции в 1931). Ра­бо­тал так­же в Гос. ака­де­мии ис­кус­ст­во­зна­ния (ГАИС, с 1931) и Ин-те муз. нау­ки при Моск. конс. (с 1932, в 1934–37 ди­рек­тор). В 1923–51 проф. по клас­су муз. аку­сти­ки, в 1933–48 ру­ко­во­ди­тель аку­стич. ла­бо­ра­то­рии Моск. конс. Один из ор­га­ни­за­то­ров (1944) Ин-та ис­то­рии ис­кусств АН СССР (ны­не Гос. ин-т ис­кус­ст­во­зна­ния РАН), воз­глав­лял его муз. сек­тор. В кн. «Тео­рия мно­го­ос­нов­но­сти ла­дов и со­зву­чий» (ч. 1–2, 1928–32) и др. ра­бо­тах рас­смат­ри­вал муз. аку­сти­ку как раз­дел совр. тео­рии му­зы­ки, не­по­сред­ст­вен­но за­тра­ги­ваю­щий при­ро­ду муз. гар­мо­нии. В даль­ней­шем со­сре­до­то­чил вни­ма­ние на муз.-пси­хо­ло­гич. и ис­пол­ни­тель­ских про­бле­мах. Соз­дал и обос­но­вал ори­ги­наль­ную тео­рию слу­хо­во­го вос­при­ятия в ис­сле­до­ва­ни­ях «Зон­ная при­ро­да зву­ко­вы­сот­но­го слу­ха» (1948), «Зон­ная при­ро­да тем­па и рит­ма» (1950), «Внут­ри­зон­ный ин­то­на­ци­он­ный слух и ме­то­ды его раз­ви­тия» (1951), «Зон­ная при­ро­да ди­на­ми­че­ско­го слу­ха» (1955), «Зон­ная при­ро­да темб­ро­во­го слу­ха» (1956), где вы­явил ху­дож. зна­че­ние вве­дён­но­го им по­ня­тия зо­ны и внут­ри­зон­ных от­тен­ков вы­со­ты зву­ка, дли­тель­но­сти, гром­ко­сти и др. Со­глас­но кон­цеп­ции Г., му­зы­кант-ис­пол­ни­тель – под­лин­ный со­ав­тор ком­по­зи­то­ра, реа­ли­зую­щий как ком­по­зи­тор­ский, так и собств. за­мы­сел на уров­не тон­ких от­тен­ков вы­ра­зи­тель­но­сти, не­фик­си­руе­мых в нот­ной за­пи­си (од­на­ко вос­при­ни­мае­мых слу­ша­те­ля­ми и объ­ек­тив­но ре­ги­ст­ри­руе­мых аку­стич. при­бо­ра­ми). Ред. и ав­тор ря­да глав учеб­но­го по­со­бия «Му­зы­каль­ная аку­сти­ка» (1940, 2-е изд., 1954). Сре­ди уче­ни­ков Г. – му­зы­ко­ве­ды и аку­сти­ки С. С. Скреб­ков, А. В. Ра­би­но­вич, С. Г. Кор­сун­ский, И. Я. Рыж­кин, Е. В. На­зай­кин­ский, Ю. Н. Рагс. Ав­тор му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний (опе­ра «Па­пес­са Иоан­на», фп. пье­сы и др.).

Соч.: Избр. тру­ды // Н. А. Гар­бу­зов – му­зы­кант, ис­сле­до­ва­тель, пе­да­гог. М., 1980.

Лит.: Ли­ва­но­ва Т. Из про­шло­го со­вет­ской му­зы­каль­ной нау­ки (ГИМН в Мо­ск­ве) // Из про­шло­го со­вет­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1975.

Вернуться к началу