Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАБРИЕ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 222-223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГАБРИЕ́ЛИ (Gabrieli) Джо­ван­ни (ме­ж­ду 1553 и 1557, Ве­не­ция – авг. 1612, там же), итал. ком­по­зи­тор и ор­га­нист, круп­ней­ший пред­ста­ви­тель ве­не­ци­ан­ской шко­лы в пе­ри­од Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния. Пле­мян­ник и уче­ник А. Габ­рие­ли. В 1575–78 слу­жил при мюн­хен­ском дво­ре, где со­труд­ни­чал с О. Лас­со. С 1585 до кон­ца жиз­ни ор­га­нист со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции. В цер­ков­ных и свет­ских це­ре­мо­ни­аль­ных со­чи­не­ни­ях до­вёл до со­вер­шен­ст­ва ве­не­ци­ан­ский мно­го­хор­ный стиль по­ли­фо­нич. му­зы­ки. Ав­тор 94 мо­те­тов, 7 отд. пес­но­пе­ний мес­сы, 7  маг­ни­фи­ка­тов, свет­ских во­каль­ных (ок. 30 мад­ри­га­лов) и ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний (ок. 50 ан­самб­ле­вых кан­цон и со­нат, св. 60 ор­ган­ных ри­чер­ка­ров, кан­цон и ток­кат). В позд­них ком­по­зи­ци­ях (2 кни­ги «Свя­щен­ных сим­фо­ний» для 6–19 го­ло­сов, изд. 1597, 1615) – об­раз­цы пе­ре­ход­но­го к му­зы­ке ба­рок­ко т. н. кон­цер­ти­рую­ще­го сти­ля с диф­фе­рен­циа­ци­ей хо­ро­вых, соль­ных во­каль­ных и ин­ст­ру­мен­таль­ных пар­тий. Сре­ди уче­ни­ков Г. – Г. Шютц.

Соч.: Opera omnia / Ed. D. Arnold. Roma, 1956–1998. Vol. 1–11 (Corpus men­su­rabilis mu­sicae. T. 12); Composizioni per or­gano / Ed. S. Dalla Libera. Mil., 1957–1959. Bd 1–3; Can­zoni e sonate / Ed. M. Sanvoisin. P., 1971.

Лит.: Winterfeld C. von. J. Gabrieli und sein Zeitalter. B., 1834 (Reprint – Hildesheim, 1965); Arnold D. G. Gabrieli. L., 1974; idem. G. Gabrieli and the music of the Venetian High Renaissance. L., 1979; Müller-Blattau W. Ton­satz und Klanggestaltung bei G. Gabrieli. Kassel, 1975; Бар­со­ва И. А. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции (XVI – 1-я пол. XVIII вв.). М., 1997; G. Gabrieli: a thematic catalogue of his music… / Ed. R. Charteris. N. Y., 1996.

Вернуться к началу