Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́РМСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 723-724

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда (балет)
Фото А. Завьялова Пермский театр оперы и балета. Интерьер.

ПЕ́РМСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский име­ни П. И. Чай­ков­ско­го, один из ве­ду­щих рос. те­ат­ров. Ос­но­ван в 1870 как ан­тре­приз­ный те­атр. С 1878 – в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ном зда­нии (ар­хи­тек­то­ры Р. О. Кар­вов­ский, В. В. По­па­тен­ко), пол­но­стью пе­ре­стро­ен­ном в 1956–59 (зал на 1035 мест, ар­хи­тек­то­ры С. С. Ан­д­ре­ев, Д. Я. Кир­жа­ков). В 1895–1901 на­хо­дил­ся в ве­де­нии Гор. те­ат­раль­ной ди­рек­ции, за­тем до 1917 вновь ан­тре­приз­ный. За­но­во от­крыт в 1921, с 1931 2-я Гос. опе­ра Ура­ла, с 1938 Перм­ский об­ла­ст­ной опер­ный те­атр. С 1939 Перм­ский (в 1940–57 Мо­ло­тов­ский) те­атр опе­ры и ба­ле­та, в 1941–44 на его сце­не вы­сту­па­ли опер­ная и ба­лет­ная труп­пы эва­куи­ро­ван­но­го в Пермь Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва. С 1965 им. П. И. Чай­ков­ско­го, с 1969 ака­де­ми­че­ский.

Пер­вая по­ста­нов­ка – опе­ра «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки (1870). С 1879 в те­че­ние не­сколь­ких лет в те­ат­ре иг­ра­ла опер­ная труп­па П. М. Мед­ве­де­ва. В 1895–1901 ос­но­ву ре­пер­туа­ра со­став­ля­ли рус. опе­ры. В 1920–30-е гг. ста­ви­лась отеч. и за­ру­беж­ная опер­ная клас­си­ка и сов. опе­ры. Здесь в раз­ные го­ды га­ст­ро­ли­ро­ва­ли А. В. Не­жда­но­ва, Л. В. Со­би­нов, ор­ке­ст­ром ру­ко­во­ди­ли У. И. Ав­ра­нек, И. П. Па­лиа­шви­ли, А. М. Па­зов­ский и др.; в 1929 со­лис­том те­ат­ра был С. Я. Ле­ме­шев. В по­сле­во­ен­ные го­ды важ­ное зна­че­ние име­ла дея­тель­ность гл. ди­ри­жё­ра А. А. Люд­ми­ли­на (1944–55) и гл. ре­жис­сё­ра И. И. Кел­ле­ра (1947–75). Сре­ди по­ста­но­вок 1950–70-х гг.: «Овод» А. Э. Спа­да­век­киа (1959), «Не толь­ко лю­бовь» Р. К. Щед­ри­на и «Се­мён Кот­ко» С. С. Про­кофь­е­ва (обе 1961), «Тру­ба­дур» (1964) и «Дон Кар­лос» (1973) Дж. Вер­ди, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуч­чи­ни и «Бо­рис Го­ду­нов» Му­сорг­ско­го (обе 1965), «Иван Су­са­нин» М. И. Глин­ки (1967), «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни (1969), «В бу­рю» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва и «Ис­ка­те­ли жем­чу­га» Ж. Би­зе (обе 1971), «Ло­эн­грин» Р. Ваг­не­ра (1972), во 2-й пол. 1960-х – 1970-е гг. по­став­ле­ны все опе­ры Чай­ков­ско­го. Со­бы­тия­ми ста­ли опе­ры С. С. Про­кофь­е­ва «Вой­на и мир» (1981, «пол­ная вер­сия в двух ве­че­рах») и «Ог­нен­ный ан­гел» (1984, впер­вые на рос. сце­не), вско­ре по­став­ле­ны «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го (1985), «Отел­ло» Дж. Вер­ди (1987), «Кар­мен» Би­зе (1988). В раз­ные го­ды в те­ат­ре ра­бо­та­ли гл. ди­ри­жё­ры А. Д. Шмор­го­нер (1955–1961), Б. И. Афа­нась­ев (1961–76), В. Ф. Ко­ва­лен­ко (1977–81), А. М. Ани­си­мов (1984–89), ре­жис­сё­ры Л. Г. Ку­ко­лев, Э. Е. Па­сын­ков (гл. ре­жис­сёр в 1981–90), пев­цы В. И. Аки­мов, В. Я. Бо­гда­нов, Н. М. Бой­ки­ня, Т. А. Вос­кре­сен­ская, А. А. Дань­шин, Т. В. Дроз­до­ва, B. В. Елин, О. А. За­ха­ро­ва, Н. Т. Из­май­ло­ва, Е. М. Кра­сик, К. К. Куд­ря­шо­ва, В. Н. По­пов, Л. А. Со­ля­ник, В. А. Тур­ча­нис, Э. М. Шу­би­на и др.

На­ме­тив­шая­ся ра­нее тен­ден­ция к ис­пол­не­нию ма­ло­из­ве­ст­ных отеч. слу­ша­те­лю опер про­дол­жи­лась с 1990-х гг., осу­ще­ст­в­лён ряд рос. и ми­ро­вых пре­мьер. На сце­не те­ат­ра поя­ви­лись «Ле­ту­чий Гол­лан­дец» Р. Ваг­не­ра (1994), ряд опер Г. До­ни­цет­ти, «Кле­о­пат­ра» (2001) и «Син­де­рел­ла, или Сказ­ка о Зо­луш­ке» (2007) Ж. Масс­не, «Со­ло­вей» И. Ф. Стра­вин­ско­го (2005), «Хри­стос» А. Г. Ру­бин­штей­на (2008, ми­ро­вая пре­мье­ра). Ори­ги­наль­ный спек­такль «Три ли­ка люб­ви» (1996, реж. Г. Г. Исаа­кян) вклю­чал од­но­акт­ные опе­ры «Ра­ёк мас­те­ра Пед­ро» («Ба­ла­ган­чик маэ­ст­ро Пед­ро») М. де Фа­льи, «Гру­ди Ти­ре­сия» Ф. Пу­лен­ка и «Мад­да­ле­на» С. С. Про­кофь­е­ва. В 1998–99 пред­став­лен про­ект «Опер­ная пуш­ки­ниа­на» (реж. Исаа­кян), в рам­ках ко­то­ро­го по­став­ле­ны «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го, «Пир во вре­мя чу­мы» Ц. А. Кюи, «Ка­мен­ный гость» А. С. Дар­го­мыж­ско­го, «Ску­пой ры­царь» С. В. Рах­ма­ни­но­ва, «Мо­царт и Саль­е­ри» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. «Аль­ци­на» Г. Ф. Ген­де­ля (2004) – пер­вый опыт Перм­ско­го те­ат­ра в об­лас­ти ис­пол­не­ния ста­рин­ной опе­ры; он был с ус­пе­хом про­дол­жен по­ста­нов­кой «Ор­фея» К. Мон­те­вер­ди (2007, впер­вые в Рос­сии, реж. Исаа­кян). Пос­ле по­ста­нов­ки опе­ры «Пе­на дней» Э. В. Де­ни­со­ва (1989, рос. пре­мье­ра) по­сле­до­вал ряд опер­ных спек­так­лей совр. отеч. ком­по­зи­то­ров – «Ло­ли­та» Р. К. Щед­ри­на (2003, рос. пре­мье­ра), «Чер­то­гон» Н. Н. Си­дель­ни­ко­ва и «Один день Ива­на Де­ни­со­ви­ча» А. В. Чай­ков­ско­го (обе 2009, впер­вые на сце­не). В 2000–10-е гг. осу­ще­ст­в­ле­ны по­ста­нов­ки опер «Пи­ко­вая да­ма» (1997), «Ма­зе­па» (2006), «Ио­лан­та» (2007), «Ев­ге­ний Оне­гин» (2010) П. И. Чай­ков­ско­го, «Кар­мен» Ж. Би­зе (2005), «Ма­дам Бат­тер­фляй» Дж. Пуч­чи­ни (2010), идут по­став­лен­ные ра­нее рус. и за­ру­беж­ные клас­сич. опе­ры. Худ. рук. – ди­ри­жёр Т. Ку­рен­тзис (с 2011; Гре­ция, Рос­сия), гл. ди­ри­жёр – В. И. Пла­то­нов (с 2001), гл. хор­мей­стер – Д. А. Ба­тин (с 2010), гл. при­гла­шён­ный ди­ри­жёр – О. Кю­ан­де (Швей­ца­рия). С те­ат­ром про­дол­жа­ет со­труд­ни­чать реж. Исаа­кян. Сре­ди со­лис­тов: Н. Ба­бин­це­ва, Н. Ки­рил­ло­ва, Т. В. Ку­инд­жи, Т. И. По­лу­эк­то­ва, А. Ха­са­но­ва, А. Ага­пов, В. Ю. Ком­па­не­ев, С. Пет­ров.

Ба­лет­ные спек­так­ли во­шли в ре­пер­ту­ар во 2-й пол. 1920-х гг. («Вол­шеб­ная флей­та» Р. Дри­го, «Фея ку­кол» Й. Бай­е­ра, и др.). Ста­цио­нар­ная ба­лет­ная труп­па (в осн. из вос­пи­тан­ни­ков ба­лет­ной сту­дии при те­ат­ре) соз­да­на в 1926, пер­вый спек­такль – «Жи­зель» А. Ада­на (ба­летм. Б. В. Щер­би­нин). В 1935 при те­ат­ре бы­ла вновь соз­да­на ба­лет­ная сту­дия, ко­то­рую воз­гла­вил А. Э. Мон­ков­ский. Ба­лет­мей­сте­ры: А. Р. Том­ский, Я. В. Ро­ма­нов­ский, С. С. Ча­п­лы­ги­на, Г. И. Яз­вин­ский; сре­ди со­лис­тов: А. П. Брон­ский, Н. М. Гон­ча­ро­ва, Е. И. Езер­ский, Т. Д. Ку­та­со­ва, А. Я. Ту­ров. С по­мо­щью эва­куи­ро­ван­ных в го­ды Вел. Отеч. вой­ны из Ле­нин­гра­да ар­ти­стов и пе­да­го­гов Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та в нач. 1940-х гг. соз­да­на тре­тья сту­дия, на ба­зе ко­то­рой в 1945 об­ра­зо­ва­но Перм­ское хо­рео­гра­фи­че­ское учи­ли­ще. В 1940-х гг. те­атр впер­вые об­ра­тил­ся к соз­да­нию ори­ги­наль­но­го ре­пер­туа­ра, в ко­то­ром пре­об­ла­да­ли спек­так­ли на совр. те­му («Ми­ли­ца» Б. В. Асафь­е­ва, 1947; «Юность» М. И. Чу­ла­ки и «Бе­рег сча­стья» А. Э. Спа­да­век­киа, оба 1951). Бла­го­да­ря вы­пу­ск­ни­кам гор. хо­рео­гра­фич. уч-ща и по­пол­не­нию из ЛХУ к сер. 1950-х гг. зна­чи­тель­но вы­рос ис­пол­ни­тель­ский уро­вень ба­лет­ной труп­пы. Ве­ду­щие пар­тии в спек­так­лях ис­пол­ня­ли И. А. Во­ро­нин, Н. А. За­ха­ров, Т. Х. Ку­шае­ва, А. Н. Ко­ку­ри­на, Е. Ю. По­тём­ки­на, Л. Г. Тау­бе, С. М. Ту­лубь­е­ва, К. А. Чу­дин­ская и др. В 1950–60-х гг. в ре­пер­ту­ар во­шли спек­так­ли, раз­ра­ба­ты­вав­шие эс­те­ти­ку драм­ба­ле­та: «Бэ­ла» (1955, по М. Ю. Лер­мон­то­ву) и «Гру­шень­ка» (1957, по Н. С. Лес­ко­ву) Б. П. Мош­ко­ва, «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва (1956; все – ба­летм. Т. Е. Ра­мо­но­ва), «Док­тор Ай­бо­лит» И. В. Мо­ро­зо­ва (1950), «Пер Гюнт» на му­зы­ку Э. Гри­га (1962) (оба – ба­летм. К. А. Есау­ло­ва). Важ­ным эта­пом в раз­ви­тии труп­пы ста­ли 1960-е гг., ко­гда ба­летм. М. М. Га­зи­ев соз­да­вал для неё ори­ги­наль­ный ре­пер­ту­ар («Бо­ле­ро» М. Ра­ве­ля, «Ток­ка­та» на му­зы­ку И. С. Ба­ха, «Седь­мая сим­фо­ния» на му­зы­ку Про­кофь­е­ва – все 1961; «Бе­рег на­де­ж­ды» А. П. Пет­ро­ва, «Шах­ма­ты» А. Блис­са, «Вы­стрел» Н. Н. Крю­ко­ва и Г. Р. Тер­пи­лов­ско­го – все 1963). Эпо­хой проф. и творч. подъ­ё­ма ока­за­лись 1970-е гг., ко­гда ба­лет­ную труп­пу воз­глав­лял (1971–1977) Н. Н. Бо­яр­чи­ков, стре­мив­ший­ся об­но­вить и обо­га­тить тра­диц. фор­мы клас­сич. тан­ца, при­ме­нить в ба­ле­те прин­ци­пы совр. ре­жис­су­ры, ак­цен­ти­ро­вать фи­лос. при­ро­ду хо­рео­гра­фич. иск-ва. В то же вре­мя труп­па, по­пол­няе­мая гл. обр. вы­пу­ск­ни­ка­ми Перм­ско­го хо­рео­гра­фич. уч-ща, об­ре­ла един­ст­во вы­уч­ки и сти­ля, что по­зво­ли­ло ей на вы­со­ком уров­не ин­тер­пре­ти­ро­вать спек­так­ли клас­сич. ре­пер­туа­ра. Во гла­ве с тан­цов­щи­ка­ми-ли­де­ра­ми (С. А. Алек­сан­д­ров, М. Ф. Дау­ка­ев, Н. Н. Дья­чен­ко, Р. И. Кузь­ми­чё­ва, Л. А. Ку­на­ко­ва, Н. В. Пав­ло­ва, Ю. Н. Пе­ту­хов, Г. А. Ра­го­зи­на, Г. В. Су­да­ков, Л. И. Фо­ми­ных, О. И. Чен­чи­ко­ва, И. А. Ша­по­ва­лов, Г. А. Шля­пи­на, К. А. Шмор­го­нер) ба­лет­ная труп­па об­ре­ла ме­ж­ду­нар. ре­пу­та­цию. Г. Д. Алек­сид­зе про­дол­жил на­ме­чен­ную Га­зие­вым и Бо­яр­чи­ко­вым ли­нию соз­да­ния ори­ги­наль­но­го ре­пер­туа­ра. Сре­ди его по­ста­но­вок: «Блуд­ный сын» Про­кофь­е­ва, «Ис­пы­та­ние Да­ми­са» А. К. Гла­зу­но­ва (обе 1981). Те­атр про­дол­жал быть ла­бо­ра­то­ри­ей совр. ба­ле­та в 1980-х гг., ко­гда гл. ба­лет­мей­сте­ром стал В. Н. Са­лим­ба­ев. Хо­рео­граф боль­шой фор­мы, он пред­ста­вил собств. вер­сии «Се­ми кра­са­виц» К. Ка­рае­ва (1984) и «Спар­та­ка» А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1985), а так­же ори­ги­наль­ные по­ста­нов­ки «Ка­мен­ный идол» Д. В. Су­во­ро­ва и «Хо­лод­ное серд­це» И. В. Ануф­рие­ва (обе 1987). В 1989–2003 худ. рук. – К. А. Шмор­го­нер, соз­дав­ший собств. вер­сии клас­сич. ба­ле­тов «Рай­мон­да» Гла­зу­но­ва, «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Асафь­е­ва (обе 1998), ори­ги­наль­ные «Сим­фо­ни­че­ские тан­цы» на муз. С. В. Рах­ма­ни­но­ва, «Тан­го» на муз. А. Пьяц­цол­лы (оба 1997), а так­же по­ло­жив­ший на­ча­ло ос­вое­нию на­сле­дия Дж. Ба­лан­чи­на. Вслед за пер­вы­ми опы­та­ми в хо­рео­гра­фии Ба­лан­чи­на в ре­пер­туа­ре поя­ви­лись Ве­чер хо­рео­гра­фии Дже­ро­ма Роб­бин­са (2007) и Ве­чер совр. хо­рео­гра­фии «Ви­деть му­зы­ку» (2011), ку­да во­шли од­но­акт­ные ба­ле­ты Д. Ли, К. Со­то и Л. Вед­жет­ти, а так­же Ве­чер од­но­акт­ных ба­ле­тов «В сто­ро­ну Дя­ги­ле­ва» (2011). С 2009 гл. ба­лет­мей­стер – А. Г. Ми­рош­ни­чен­ко. Сре­ди со­лис­тов кон. 20 – нач. 21 вв.: Н. Г. Ах­ма­ро­ва, Я. А. Арап­та­но­ва, А. П. Бо­ро­вик, В. Е. Дик, Ю. А. Маш­ки­на, Н. И. Гу­се­ва, Е. Ф. Ку­ла­ги­на, С. И. Смир­но­ва, Л. В. Ши­пу­ли­на, М. С. Мень­ши­ко­ва, Ю. К. Ман­же­лес, С. С. Мер­шин, Н. А. Мои­сее­ва.

Лит.: Перм­ский го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та им. П. И. Чай­ков­ско­го: Нам 140. Пермь, [2011].

Вернуться к началу