Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́РИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 681

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

ПЕ́РИ (Peri) Яко­по (20.8.1561, Рим или Фло­рен­ция – 12.8.1633, Фло­рен­ция), итал. ком­по­зи­тор, пе­вец, лют­нист. Ав­тор пер­вых опер. Учил­ся во Фло­рен­ции. В 1579–1605 ор­га­нист аб­бат­ст­ва Ба­диа, с 1586 так­же пел в ц. Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (Фло­рен­ция). С 1588 слу­жил при дво­ре Ме­ди­чи. Со­чи­нял му­зы­ку для при­двор­ных празд­неств и те­ат­раль­ных по­ста­но­вок, вы­сту­пал как пе­вец и ин­ст­ру­мен­та­лист (иг­рал на ба­со­вой раз­но­вид­но­сти лют­ни – ки­тар­ро­не), при­ни­мал уча­стие во мно­гих муз.-сце­нич. пред­став­ле­ни­ях (в т. ч. во фло­рен­тий­ских ин­тер­ме­ди­ях, 1589). Под вли­я­ни­ем встреч с му­зы­кан­та­ми, по­эта­ми и фи­ло­со­фа­ми, по­се­щав­ши­ми со­б­рания фло­рен­тий­ской ка­ме­ра­ты, стал пи­сать му­зы­ку в но­вом для то­го вре­ме­ни го­мо­фон­ном скла­де – т. н. мо­но­дий­ном сти­ле с со­про­во­ж­де­ни­ем (см. в ст. Мо­но­дия, 2). На ис­хо­де 16 в. по­став­ле­ны 2 пер­вые опе­ры П. на либр. О. Ри­нуч­чи­ни – «Даф­на» (совм. с Я. Кор­си, 1598; со­хра­ни­лось неск. фраг­мен­тов) и «Эв­ри­ди­ка» (1600, в том же го­ду из­да­на пар­ти­ту­ра). Пла­ни­ро­вав­шие­ся к по­ста­нов­ке в Ман­туе опе­ры «Свадь­ба Пе­лея и Фе­ти­ды» и «Адо­нис» ос­та­лись не­за­вер­шён­ны­ми, но бы­ли реа­ли­зо­ва­ны за­мыс­лы др. мас­штаб­ных со­чи­не­ний (в со­труд­ни­че­ст­ве с Мар­ко да Галь­я­но): «Об­ру­че­ние Ме­до­ра и Ан­же­ли­ки» (1619; 2-я ред., 1622), «Фло­ра» (1628), а так­же 3 «свя­щен­ных пред­став­ле­ния» на биб­лей­ские сю­же­ты (1622–24, все – во Фло­рен­ции). Ав­тор пе­сен, мад­ри­га­лов и др. не­боль­ших во­каль­ных со­чи­не­ний для 1–3 го­ло­сов в со­про­во­ж­де­нии бас­со кон­ти­нуо, со­б­ран­ных в изд. «Le varie mu­siche» (1609, рас­ши­рен­ная вер­сия – 1619).

Лит.: Solerti A. Le origini del melodramma. Torino, 1903; Porter W. V. Peri and Corsi’s Dafne: some new discoveries and observations // Journal of the American Musicological Society. 1965. Vol. 18. № 2; Hanning B. R. Of poetry and music: power, humanism, and the creation of opera. Ann Arbor, 1980; Carter T. J. Peri: his life and works. N. Y.; L., 1989; Kirken­dale W. The court musicians in Florence du­ring the principate of the Medici. Firenze, 1993; Бар­со­ва И. А. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции (XVI – 1-я по­ло­ви­на XVIII в.). М., 1997.

Вернуться к началу