Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́УЛС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лопатин
Д. Коробейников / ZERKALO

ПА́УЛС (Pauls) Рай­монд (р. 12.1.1936, Ри­га), латв. эс­т­рад­ный и джа­зо­вый ком­по­зи­тор, пиа­нист, нар. арт. СССР (1985). Окон­чил Латв. конс. по клас­су фп. Г. Бра­ун­са (1958), ком­по­зи­ции учил­ся в 1962–65 в клас­се Я. Ива­но­ва. В 1964 воз­гла­вил Риж­ский эс­т­рад­ный ор­кестр. В 1973–78 худ. рук. ор­га­ни­зо­ван­но­го им ка­мер­но­го эс­т­рад­но­го кол­лек­ти­ва «Мо­до», с ко­то­рым мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал. В 1978–82 ди­ри­жёр Ор­ке­ст­ра лёг­кой и джа­зо­вой му­зы­ки Латв. ра­дио и ТВ. В 1982–88 гл. ре­дак­тор муз. про­грамм Латв. ра­дио. Ми­нистр куль­ту­ры Латв. ССР (1989–91), Латв. Рес­пуб­ли­ки (1991–93).

Пер­вый ус­пех ком­по­зи­то­ру при­нес­ли джа­зо­вые ком­по­зи­ции «В вих­ре» и «Фан­та­зия на те­мы Дж. Гер­шви­на», на­пи­сан­ные для Риж­ско­го эс­т­рад­но­го ор­ке­ст­ра, где П. с 1957 ра­бо­тал как пиа­нист. В 1960-е гг. соз­дал сюи­ту «Порт­ре­ты» для фп. и сим­фод­жа­за (1961), ба­лет «Ку­бин­ские ме­ло­дии» (1963), эс­т­рад­ные ми­ниа­тю­ры, ко­то­рые не­сут в се­бе ро­ман­тич. ме­ло­ди­ку пе­рио­да «от­те­пе­ли». Со­чи­не­ния 1-й пол. 1970-х гг. име­ют пре­им. ли­рич. на­прав­лен­ность: эс­т­рад­ные пес­ни «Вит­ра­жи ста­рой Ри­ги» (на сло­ва Я. Пе­тер­са), трип­тих «Оди­но­че­ст­во», «Ор­ган в но­чи», «Ко­ло­ко­ла» (все – на сло­ва Д. Аво­ты­ни). Во 2-й пол. 1970-х гг. по­яви­лось наи­бо­лее из­вест­ное со­чи­не­ние П. для те­ат­ра – мю­зикл «Се­ст­ра Кер­ри» (пес­ни на сло­ва Пе­тер­са; 1979, Ри­га), а так­же неск. пе­сен­ных шля­ге­ров («Озёр­ный край» на сло­ва З. Пурв­са, «Ли­стья жёл­тые» на сти­хи Пе­тер­са). В 1978 П. вы­пус­тил пер­вый диск-ги­гант «Мой путь». С кон. 1970-х гг. П. – один из ве­ду­щих сов. эс­т­рад­ных ком­пози­то­ров, его пес­ня «Та­нец на ба­ра­ба­не», ис­пол­нен­ная Н. В. Гна­тю­ком, ста­ла ли­де­ром кон­кур­са «Пес­ня-80» на ЦТ. Со­труд­ни­чал с по­эта­ми И. Р. Рез­ни­ком, А. А. Воз­не­сен­ским, Р. И. Ро­ж­де­ст­вен­ским, с эс­т­рад­ны­ми пев­ца­ми А. Б. Пу­га­чё­вой (на­пи­сал для неё пес­ни «Маэ­ст­ро», «На бис», «Мил­ли­он алых роз», «Про­зре­ние», ис­пол­нен­ные в 1981), В. Я. Ле­он­ть­е­вым, Л. Вай­ку­ле. Его пес­ни на сов. и рос. эс­т­ра­де ис­пол­ня­ли Л. А. До­ли­на, Р. И. Иб­ра­ги­мов, Я. Йоа­ла, Э. С. Пье­ха, С. М. Ро­та­ру, Р. Рым­бае­ва, Л. П. Сен­чи­на и мн. др. П. мно­го ра­бо­та­ет для те­ат­ра, ки­но и те­ле­ви­де­ния, осо­бен­но по­пу­ляр­ны­ми ста­ли две его ра­бо­ты для ки­но – му­зы­ка к т/ф «Те­атр» (реж. Я. Стрейч, 1978) и се­ри­ал «Дол­гая до­ро­га в дю­нах» (реж. А. Бренч, 1981). Осо­бое зна­че­ние П. при­да­ёт совр. зву­ча­нию латв. фольк­ло­ра и тра­диц. хо­ро­во­го пе­ния (цикл «Бе­лые пес­ни» на сло­ва Я. Рай­ни­са и др.). Гос. пр. Латв. ССР (1977).

Соч.: Ме­ло­дии в рит­ме жиз­ни. М., 1989.

Лит.: Пе­терс Я. Р. Па­улс. Вер­сии. Ви­де­ния. До­ку­мен­ты. Ри­га, 1986; он же. Куз­нец ку­ет на не­бе: По­весть о Р. Па­ул­се. Ли­те­ра­тур­ные порт­ре­ты. Эс­се. М., 1988.

Вернуться к началу