Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАССАКА́ЛИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 415-416

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




И. С. Бах. Пассакалия и фуга для органа. Тема.

ПАССАКА́ЛИЯ, пас­са­ка­лья (итал. passacaglia, от исп. pasacalle, от pasar – про­хо­дить и calle – ули­ца), жанр ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки и свя­зан­ная с ним раз­но­вид­ность ва­риа­ци­он­ной фор­мы. С нач. 17 в. в Ис­па­нии, за­тем так­же в Ита­лии и Фран­ции ри­тур­нель, им­про­ви­зи­руе­мый ги­та­ри­стом ме­ж­ду ку­пле­та­ми пес­ни, со­про­во­ж­даю­щей разъ­езд гос­тей по окон­ча­нии празд­не­ст­ва. В даль­ней­шем оп­ре­де­ли­лись ха­рак­тер­ные чер­ты П.: тор­же­ст­вен­но-тра­ги­ч. ха­рак­тер, мед­лен­ный темп, 3-доль­ный метр, ми­нор­ный лад, фор­ма ва­риа­ций на бас­со ос­ти­на­то с пер­во­на­чаль­ным из­ло­же­ни­ем од­но­го­лос­ной те­мы в ба­су. Те­ма ста­рин­ной П. мо­жет быть ко­рот­кой (4 нис­хо­дя­щих зву­ка в П. g-moll для скрип­ки со­ло, окан­чи­ваю­щей цикл «Ро­зен­кранц-со­нат» Г. И. Ф. фон Би­бе­ра) ли­бо раз­вёр­ну­той, час­то хро­ма­ти­зи­ро­ван­ной; в це­лом для те­мы ти­пич­но на­ча­ло с за­так­та и нис­хо­дя­щее дви­же­ние от V сту­пе­ни ла­да к I. В 17 – 1-й пол. 18 вв. ком­по­зи­то­ры соз­да­ва­ли П. как са­мо­сто­ят. пье­сы (П. для ор­га­на d-moll Д. Бук­сте­ху­де), а так­же вклю­ча­ли их в опе­ру («Ко­ро­на­ция Поп­пеи» К. Мон­те­вер­ди, «Ацис и Га­ла­тея» Ж. Б. Люл­ли), сюи­ту (Дж. Фре­ско­баль­ди, Ф. Ку­пе­рен). Ред­кий при­мер П. в 4-доль­ном мет­ре – в кла­вир­ной сюи­те g-moll Г. Ф. Ген­де­ля. Вер­ши­на в раз­ви­тии жан­ра – П. и фу­га c-moll для ор­га­на BWV 582 И. С. Ба­ха. Близ­кие жан­ры и фор­мы – ча­ко­на, гра­унд.

В 20 в. в свя­зи с воз­рос­шим ин­те­ре­сом к по­ли­фо­ни­че­ским фор­мам ба­рок­ко П. ис­поль­зо­ва­ли С. И. Та­не­ев (Фп. квин­тет g-moll), А. Шён­берг («Лун­ный Пье­ро»), А. Берг (опе­ра «Воц­цек»), А. Ве­берн (П. ор. 1 для ор­ке­ст­ра), П. Хин­де­мит (сим­фо­ния «Гар­мо­ния ми­ра», опе­ра «Кар­диль­як»), М. Ра­вель (Фп. трио a-moll), И. Ф. Стра­вин­ский (Сеп­тет) и др. ком­по­зи­то­ры. Осо­бую роль П. как но­си­тель тра­ге­дий­но­го на­ча­ла иг­ра­ет в твор­че­ст­ве Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (8-я сим­фо­ния, Пре­лю­дия gis-moll из «Пре­лю­дий и фуг», опе­ра «Ка­те­ри­на Из­май­ло­ва», 1-й кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром и др.).

Лит.: Боб­ров­ский В. Пре­тво­ре­ние жан­ра пас­са­ка­льи в со­нат­но-сим­фо­ни­че­ских цик­лах Д. Шос­та­ко­ви­ча // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1962. [Вып. 2]; Sсhuler M. Zur Frühge­schichte der Passacaglia // Die Musikfor­schung. 1963. Bd 16. H. 2; Hudson R. Passacaglio and ciaccona: from guitar music to Italian keyboard variations in the 17th century. Ann Arbor, 1981; Цук­кер­ман В. А. Ана­лиз му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний. Ва­риа­ци­он­ная фор­ма. 2-е изд. М., 1987; Pimmer H. Die süddeutsch-öster­rei­chische Chaconne und Passacaglia. 1670–1770. Münch., 1992; Бу­лы­че­ва А. Жизнь по­сле жиз­ни (Те­ат­раль­ные ча­ко­ны и пас­са­ка­льи в эпо­ху Про­све­ще­ния) // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2003. № 1.

Вернуться к началу