Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАДЕРЕ́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 51

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАДЕРЕ́ВСКИЙ (Paderewski) Иг­на­цы Ян [6(18).11.1860, Ку­ри­лов­ка, По­до­лия, ны­не Вин­ниц­кая обл., Ук­раи­на – 29.6.1941, Нью-Йорк], польск. пиа­нист, ком­по­зи­тор, гос. и по­ли­тич. дея­тель. Учил­ся иг­ре на фп. у Р. Строб­ля, Ю. Яно­ты и П. Шлё­це­ра в Вар­шав­ском муз. ин-те (1872–78), ком­по­зи­ции у Ф. Ки­ля (1881), ор­ке­ст­ров­ке у Г. Ур­ба­на (1883) в Бер­ли­не, про­дол­жал за­ня­тия по фп. у Т. Ле­ше­тиц­ко­го в Ве­не (1884 и 1886). Не­ко­то­рое вре­мя пре­по­да­вал в конс. в Страс­бур­ге, с ус­пе­хом кон­цер­ти­ро­вал в Па­ри­же (1888), Ве­не (1889), Лон­до­не (1890), Нью-Йор­ке (1891). В 1899 по­се­лил­ся в Мор­же (Швей­ца­рия). В 1909 ди­рек­тор Вар­шав­ско­го муз. ин-та (сре­ди уче­ни­ков – С. Шпи­наль­ский, Х. Штомп­ка, С. На­вроц­кий, З. Сто­ёв­ский). Га­ст­ро­ли­ро­вал в стра­нах Ев­ро­пы, в Рос­сии (не­од­но­крат­но), США, Юж. Аф­ри­ке, Ав­ст­ра­лии. В иг­ре П., пиа­ни­ста ро­ман­тич. шко­лы, утон­чён­ность, изы­скан­ность и изя­ще­ст­во де­та­лей со­че­та­лись с бле­стя­щей вир­ту­оз­но­стью. В ос­но­ве ре­пер­туа­ра – со­чи­не­ния Ф. Шо­пе­на (счи­тал­ся не­пре­взой­дён­ным его ин­тер­пре­та­то­ром) и Ф. Лис­та. В го­ды 1-й миро­вой вой­ны чл. Поль­ско­го нац. к-та в Па­ри­же; в янв. – дек. 1919 пре­мьер-мин. и мин. ин. дел Поль­ши. Воз­глав­лял польск. де­ле­га­цию на Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции 1919–20. В 1921 ото­шёл от по­ли­тич. дея­тель­но­сти, ин­тен­сив­но кон­цер­ти­ро­вал. С янв. 1940 пред. Нац. со­ве­та в польск. эмиг­ра­ции в Па­ри­же. Сре­ди со­чи­не­ний – опе­ра «Ман­ру» (по Ю. И. Кра­шев­ско­му, 1901, Дрез­ден, на нем. яз.), сим­фо­ния (h-moll, 1908), кон­церт (1888) и «Поль­ская фан­та­зия» на ори­ги­наль­ные те­мы (1893) для фп. с ор­ке­ст­ром, со­на­ты (для скрип­ки с фп., 1885; для фп., 1903), этю­ды для фп., пес­ни. Про­явил се­бя как мас­тер фп. ми­ниа­тю­ры в цик­лах «Поль­ские тан­цы» (op. 5 и 9), «Пес­ни пут­ни­ка» («Chants du voyageur»), «Татр­ский аль­бом» («Al­bum tatran­skie», в 4 ру­ки); его Ме­ну­эт G-dur (из цик­ла «6 кон­церт­ных юмо­ре­сок» ор. 14) вклю­чал в свой ре­пер­ту­ар С. В. Рах­ма­ни­нов. Под рук. П. в 1935–40 бы­ло под­го­тов­лено из­да­ние ПСС Шо­пе­на (вы­хо­ди­ло в Вар­ша­ве в 1949–58). Ав­тор ста­тей в польск. и франц. муз. прес­се, вос­по­ми­на­ний.

Нот­ное изд.: Dzieła wszystkie. Kraków, 1997–.

Соч.: Chopin. A discourse. L., 1911; The me­moirs. L., 1939; Pamiętniki 1912–1932 / Wstęp. A. Piber. Kraków, 1992.

Лит.: Kedra W. I. Paderewski. [Warsz.], 1948; Кюи Ц. Избр. ста­тьи. Л., 1952; Opieński H. I. J. Paderewski. Kraków, 1960; Kellogg C. Pa­derewski. [N. Y.], 1963; Halski C. R. I. J. Pa­derewski. L., 1964; Archiwum polityczne I. Pa­derewskiego. Wrocław, 1973–1974. T. 1–2; Droz­dowski M. M. I. J. Paderewski. Zarys bio­grafii politycznej. Warsz., 1979; Piber A. Dro­ga do sławy. I. Paderewski w latach 1860–1902. Warsz., 1982; Perkowska-Waszek M. Diariusz kon­certowy I. J. Paderewskiego. Kraków, 1990; Warsztat kompozytorski, wykonawstwo i kon­cepсje polityczne I. J. Paderewskiego. Kra­ków, 1991; Weber B. Paderewski. Kraków, 1992.

Вернуться к началу