Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОДЕ́ССКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 691-692

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Одесский театр оперы и балета. 1884–87. Архитекторы Г. Гельмер, Ф. Фельнер. Фото Д. В. Соловьёва

ОДЕ́ССКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА (Одес­ский на­цио­наль­ный ака­де­ми­че­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та), один из круп­нейших те­ат­ров Ук­раи­ны. Ос­но­ван в 1800-е гг. как по­сто­ян­ный гор. те­атр, открыт в 1810. С 1926 ака­де­ми­че­ский; с 2007 совр. назв. Пер­во­на­чаль­но ра­бо­тал в зда­нии, по­стро­ен­ном в 1804–09 по про­ек­ту арх. Ж. Ф. То­ма де То­мо­на (в 1873 сго­ре­ло). Совр. зда­ние в рус­ле эк­лек­тиз­ма (1884–87, вен­ские ар­хи­тек­то­ры Г. Гель­мер, Ф. Фель­нер) пе­ре­кры­то пло­ским ку­по­лом; фа­са­ды ук­ра­ше­ны скульп­тур­ным де­ко­ром (Ф. Не­та­ли, Ф. Фридль и др., леп­ные ра­бо­ты Л. Стрик­циу­са под рук. Ф. Эте­ля). Зри­тель­ный зал – под­ко­во­об­раз­ный в пла­не; пла­фон оформ­лен пан­но Ф. Леф­ле­ра со сце­на­ми из пьес У. Шек­спи­ра и изо­бра­же­ния­ми аму­ров; за­на­вес по эс­ки­зу А. Я. Го­ло­ви­на (1925). Зда­ние рес­тав­ри­ро­ва­лось по­сле по­жа­ра 1925, в 1955–56, 1965–1967; по­след­няя рес­тав­ра­ция за­вер­ши­лась в 2007.

В 1810-е гг. здесь вы­сту­па­ли труп­пы ак­тё­ра и ан­тре­пре­нё­ра П. В. Фор­ту­на­то­ва, кн. А. И. Ша­хов­ско­го (с уча­сти­ем ор­ке­ст­ра по­ме­щи­ка Н. Ку­ли­ков­ско­го), ста­ви­лись пер­вые рус. ко­мич. опе­ры и во­де­ви­ли, дра­ма­тич. и ба­лет­ные спек­так­ли. В даль­ней­шем в те­че­ние мн. лет вы­сту­па­ли итал. опер­ные труп­пы. Рус. опе­ры во­зоб­но­ви­лись на сце­не те­ат­ра в нач. 1890-х гг., по­став­ле­ны «Де­мон» А. Г. Ру­бин­шей­на (1892), «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го (1893), в 1900-е гг. – «Жизнь за ца­ря» М. И. Глин­ки, «Князь Игорь» А. П. Бо­ро­ди­на, «Цар­ская не­вес­та» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Ма­зе­па» Чай­ков­ско­го. Боль­шую роль в ис­то­рии те­ат­ра и в про­па­ган­де рус. му­зы­ки сыг­рал ди­ри­жёр И. В. При­бик (муз. рук. в 1894–1937). В кон. 19 – нач. 20 вв. здесь вы­сту­па­ли круп­ней­шие пев­цы сво­его вре­ме­ни – Ф. И. Ша­ля­пин, С. А. Кру­шель­ниц­кая, М. И. и H. H. Фиг­не­ры, Л. В. Со­би­нов, А. В. Не­жда­но­ва, Э. Ка­ру­зо, М. Бат­ти­сти­ни, Тит­та Руф­фо и др., спек­так­ля­ми и сим­фо­нич. кон­цер­та­ми ди­ри­жи­ро­ва­ли П. И. Чай­ков­ский, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, С. В. Рах­ма­ни­нов, А. Г. Ру­бин­штейн, Э. Ф. На­прав­ник, А. Ни­киш, А. С. Арен­ский, А. К. Гла­зу­нов и др. В 1919–20 ре­жис­сёр В. А. Лос­ский по­ста­вил опе­ры «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го, «Рус­лан и Люд­ми­ла» Глин­ки, «Ио­лан­та» Чай­ков­ско­го, «Аи­да» Дж. Вер­ди, «Кар­мен» Ж. Би­зе, «Бо­ге­ма» Дж. Пуч­чи­ни. В 1920–30-х гг. на­ря­ду с опер­ной клас­си­кой ста­ви­лись опе­ры сов. ком­по­зи­то­ров, сре­ди них впер­вые – «Тра­ге­дий­ная ночь» К. Ф. Дань­ке­ви­ча (1935), «Сот­ник» М. И. Ве­ри­ков­ско­го (1939). В на­ча­ле Вел. Отеч. вой­ны часть труп­пы эва­куи­ро­ва­на в Крас­но­ярск (до 1944), где бы­ла объ­е­ди­не­на с труп­пой Днеп­ро­пет­ров­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та; часть про­дол­жа­ла ра­бо­тать в Одес­се. Сре­ди опер­ных спек­так­лей: «За­по­ро­жец за Ду­на­ем» С. С. Гу­лак-Ар­те­мов­ско­го (1954), «Бо­гдан Хмель­ниц­кий» (1951) и «На­зар Сто­до­ля» (1960) Дань­ке­ви­ча, «Tapac Буль­ба» Н. В. Лы­сен­ко (1971); впер­вые по­став­ле­ны опе­ра «Бе­ле­ет па­рус оди­но­кий» С. П. Ба­не­ви­ча (1969), опе­ра-ба­лет «Вий» В. С. Гу­ба­рен­ко (1984).

По­сто­ян­ная ба­лет­ная труп­па ор­га­ни­зо­ва­на в 1910-х гг. Сре­ди пер­вых зна­чит. по­ста­но­вок: ба­ле­ты Р. И. Ба­ла­нот­ти («Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го, 1923; «Ве­чер син­те­за», 1924), К. Я. Го­лей­зов­ско­го («Ио­сиф Пре­крас­ный» и «В сол­неч­ных лу­чах» С. Н. Ва­си­лен­ко, оба 1926), Н. А. Бо­ло­то­ва и П. П. Вир­ско­го («Крас­ный мак» Р. М. Гли­эра, 1928; «Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи, 1929). В 1945 В. И. Врон­ский (в 1940–54 гл. ба­летм.) по­ста­вил укр. нац. ба­лет по мо­ти­вам про­из­ве­де­ний Т. Г. Шев­чен­ко – «Ли­лея» К. Ф. Дань­ке­ви­ча.

Гл. ди­ри­жё­ры: С. А. Сто­лер­ман (1927–1944), Н. Д. По­кров­ский (1944–64), Б. И. Афа­нась­ев (2-я пол. 1970-х – 1980-е гг.), Я. А. Ски­бин­ский (1995–2008), с 2009 – А. Г. Са­му­ил. Гл. ба­летмей­сте­ры: Н. И. Тре­гу­бов (1958–70), И. А. Чер­ны­шёв (1970–75), В. В. Смир­нов-Го­ло­ва­нов (1976–88). С 2009 ба­лет­ной труп­пой ру­ко­во­дит Ю. В. Ва­сю­чен­ко. В раз­ные го­ды в те­ат­ре ра­бо­та­ли: ре­жис­сё­ры – Н. Н. Бо­го­лю­бов, В. Д. Ман­зий, Я. А. Греч­нев (гл. ре­жис­сёр в 1927–1937); ху­дож­ни­ки – А. Г. Пет­риц­кий, И. С. На­за­ров, П. А. Зло­чев­ский (гл. ху­дож­ник в 1944–87); пев­цы – П. И. Це­се­вич, А. Л. Ка­че­нов­ский, С. С. За­лев­ский, Г. С. Пи­ро­гов, Ю. С. Ки­по­рен­ко-Да­ман­ский, О. С. Чиш­ко, И. К. Тоц­кий, Н. К. Печ­ков­ский, А. И. Жу­ков­ская, М. С. Гриш­ко, И. И. Во­ли­ков­ская, К. А. Лап­тев, О. Н. Бла­го­ви­до­ва, А. Г. Аз­ри­кан, М. П. Бем, Р. М. Сер­ги­ен­ко, Г. В. Олей­ни­чен­ко, Н. А. Тка­чен­ко, Г. А. По­ли­ва­но­ва, А. П. Рих­тер, Б. А. Ру­ден­ко, Н. Л. Ог­ре­нич, А. Т. Ка­пус­тин, Л. С. Ши­ри­на; хо­рео­гра­фы – М. Ф. Мои­се­ев, Д. Ф. Али­дорт, И. И. Виш­ня­ков, П. К. Йор­кин, А. В. Чи­чи­над­зе, Н. И. Ры­жен­ко; ар­ти­сты ба­ле­та – Е. А. Пуш­ки­на, К. И. Саль­ни­ко­ва, А. И. Ва­силь­е­ва, А. И. Те­ре­хов, А. А. Дан­чен­ко, И. Г. Ми­хай­ли­чен­ко, А. М. Се­ре­да, Н. З. Ба­ры­ше­ва, С. А. Ан­ти­по­ва, А. Ю. Му­со­рин, Е. Г. Ба­ра­нов­ская и др.

Ос­но­ву опер­но­го и ба­лет­но­го ре­пер­туа­ра тра­ди­ци­он­но со­став­ля­ет ми­ро­вая клас­си­ка. В те­ат­ре про­хо­дят так­же сим­фо­нич. и ор­ган­ные кон­цер­ты.

Лит.: Одес­ский те­атр опе­ры и ба­ле­та. 2-е изд. Од., 1980; Мак­си­мен­ко В. С. Храм и веч­ный му­зей ис­кус­ст­ва: Стра­ни­цы двух­ве­ко­вой ис­то­рии куль­ту­ры Одес­сы на фо­не го­род­ско­го те­ат­ра. Од., 2001.

Вернуться к началу