Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБЕ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОБЕ́Р (Auber) Да­ни­ель Фран­суа Эс­при (29.1.1782, Кан, Нор­ман­дия – 12.5.1871, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, чл. Ака­демии ис­кус­ств (1829). Один из круп­ных опер­ных ком­по­зи­то­ров 19 в. Уче­ник Л. Ке­ру­би­ни. Из­вест­ность ему при­нес­ла ко­мич. опе­ра «Пас­туш­ка-по­ме­щи­ца» («La bergère châtelaine», 1820, Па­риж). С 1820-х гг. со­труд­ни­чал с Э. Скри­бом, ко­то­рый стал либ­рет­ти­стом боль­шин­ства его опер, пер­вые из них – «Лей­че­стер» (по В. Скот­ту) и «Снег» (обе 1823, Париж). В 1842–71 ди­рек­тор Па­риж­ской конс., с 1857 так­же при­двор­ный ка­пель­мей­стер.

В ран­них опе­рах О. ощу­ти­мо влия­ние Дж. Рос­си­ни и А. Бу­аль­дьё, творч. са­мо­стоя­тель­ность ком­по­зи­то­ра впер­вые про­яви­лась в ко­мич. опе­ре «Ка­мен­щик» (либр. Э. Скри­ба и Ж. Де­ла­ви­ня, 1825, «Опе­ра-Ко­мик», Па­риж). Ев­роп. сла­ву О. ут­вер­ди­ла опе­ра «Не­мая из Пор­ти­чи» – об­ра­зец жан­ра боль­шой опе­ры (либр. Скри­ба и Де­ла­ви­ня, 1828, Па­риж­ская опе­ра; в Рос­сии шла под назв. «Па­лерм­ские бан­ди­ты»). Ге­ро­ич. те­ма­ти­ка и по­ли­тич. за­ост­рён­ность сю­же­та (вос­ста­ние не­апо­ли­тан­ских ры­ба­ков про­тив исп. по­ра­бо­ти­те­лей в 1647) со­от­вет­ст­во­ва­ли об­ществ. на­строе­ни­ям во Фран­ции в ка­нун Июль­ской ре­во­лю­ции 1830, с ма­ни­фе­ста­ции на спек­так­ле в Брюс­селе на­ча­лась Бельг. ре­во­лю­ция 1830. В му­зы­ке ис­поль­зо­ва­ны рит­мы и ин­то­на­ции нар. пе­сен и тан­цев, пе­сен и мар­шей Франц. ре­во­лю­ции 18 в., вве­де­ны приё­мы кон­тра­ст­ной дра­ма­тур­гии, мас­со­вые хо­ро­вые эпи­зо­ды (сце­на на рын­ке, сце­на вос­ста­ния), эле­мен­ты пан­то­ми­мы, ме­ло­дра­ма­тич. си­туа­ции (сце­на су­ма­сше­ст­вия гл. ге­рои­ни – Фе­нел­лы). По­ру­чив пар­тию Фе­нел­лы тан­цов­щи­це, ком­по­зи­тор ис­поль­зо­вал воз­мож­ность вве­сти в пар­ти­ту­ру зна­чит. ор­ке­ст­ро­вые эпи­зо­ды. К яр­ким об­раз­цам жан­ра опе­ра-ко­мик от­но­сят­ся «Фра-Дья­во­ло» (1830, «Опе­ра-Ко­мик»), «Брон­зо­вый конь» (1835, Па­риж­ская опе­ра), «Чёр­ное до­ми­но» (1837, «Опе­ра-Ко­мик»). В со­дру­же­ст­ве со Скри­бом О. соз­дал но­вый тип опе­ра-ко­мик, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны за­ни­ма­тель­ные аван­тюр­но-при­клю­чен­че­ские (ино­гда ска­зоч­ные) сю­же­ты, стре­ми­тель­но раз­ви­ваю­щая­ся ин­три­га, изо­би­лие эф­фект­ных иг­ро­вых, по­рой гро­те­ск­ных си­туа­ций. Му­зы­ке, сле­дую­щей за ко­ме­дий­ны­ми по­во­ро­та­ми дей­ст­вия, при­су­щи гра­ци­оз­ность, ме­ло­дич. све­жесть, ост­ро­та рит­ма, тон­кость ор­ке­ст­ров­ки.

Ав­тор св. 50 опер, ря­да ли­тур­гич. со­чи­не­ний, свет­ских кан­тат, ин­ст­ру­мен­таль­ных кон­цер­тов с ор­ке­ст­ром и др. Луч­шие опе­ры О. со­хра­ни­лись в ре­пер­туа­ре совр. те­ат­ров.

Соч.: Correspondance d’E. Scribe et de D. F. E. Auber / Ed. H. Schneider. Liège, 1998.

Лит.: Malherbe C. Auber. Biographie critique. P., [1911]; Xохловкина АА. За­пад­но­ев­ро­пей­ская опе­ра. М., 1962; Pendle K. E. Scribe and the French opera of the nineteenth century. Ann Arbor, 1979; Се­ров А. Н. Ста­тьи о му­зы­ке. М., 1987–1988. Вып. 3–4; Schneider H. Chro­nologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Werke von D. F. E. Auber. Hildesheim, 1994. Bd 1–2; Letellier R.I. D. F. E. Auber: the man and his music. Newcastle upon Tyne, 2010.

Вернуться к началу