Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЗА́ЙКИНСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 687-688

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НАЗА́ЙКИНСКИЙ Ев­ге­ний Вла­ди­ми­ро­вич (12.8.1926, с. Но­вая Ма­лык­ла Став­ро­поль­ско­го у. Са­мар­ской губ., ны­не Уль­я­нов­ской обл. – 3.4.2006, Мо­ск­ва), рос. му­зы­ко­вед, пе­да­гог. Д-р ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1973). Окон­чил Му­зы­каль­но-пе­да­го­гич. ин-т им. Гне­си­ных (1955). Уче­ник Н. А. Гар­бу­зо­ва, О. М. Агар­ко­ва, С. С. Скреб­ко­ва. С 1952 в Моск. конс.: со­труд­ник Ла­бо­ра­то­рии муз. аку­сти­ки, с 1962 пре­по­да­вал тео­ре­тич. пред­ме­ты (в 1974–96 зав. ка­фед­рой тео­рии му­зы­ки, проф. с 1976). Осн. тру­ды по тео­рии му­зы­ки, муз. пси­хо­ло­гии и аку­сти­ке, про­бле­мам рит­ма, тем­па, то­наль­но­сти, ор­ке­ст­ров­ки, ме­то­до­ло­гии му­зы­коз­на­ния. Ис­сле­до­вал муз. ди­на­ми­ку и аго­ги­ку с по­мо­щью элек­тро­аку­стич. ап­па­ра­ту­ры, вскрыл мно­го­числ. свя­зи тон­ких от­тен­ков ис­пол­не­ния с ком­по­зи­ци­он­ной струк­ту­рой про­из­ве­де­ния (кн. «О му­зы­каль­ном тем­пе», 1965). В рус­ле тео­рии ин­то­на­ции Б. В. Асафь­е­ва при­вле­кал идеи геш­тальт­пси­хо­ло­гии (кн. «О пси­хо­ло­гии му­зы­каль­но­го вос­при­ятия», 1972), ме­то­ды гу­ма­ни­тар­ных на­ук 2-й пол. 20 в. (лин­гвис­ти­ка, се­мио­ти­ка, по­эти­ка; от­ра­зи­лись в лек­ци­ях по кур­су ана­ли­за муз. про­из­ве­де­ний для сту­ден­тов-му­зы­ко­ве­дов, в кн. «Ло­ги­ка му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции», 1982, учеб­ном по­со­бии «Стиль и жанр в му­зы­ке», 2003); от­стаи­вал взгляд на му­зы­ку как ото­бра­же­ние ис­то­рич. па­мя­ти че­ло­ве­че­ст­ва, раз­вил ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию мо­ду­са в му­зы­ке. Ре­дак­тор-со­ста­ви­тель сб-ков «Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во и нау­ка» (вып. 1–3, 1970–78), «Ор­кестр. Ин­ст­ру­мен­ты. Пар­ти­ту­ра» (вып. 1–2, 2003–2007). Сре­ди уче­ни­ков: Е. И. Чи­га­рё­ва, Т. Ю. Чер­но­ва, В. П. Фо­мин, О. В. Ло­се­ва, А. С. Со­ко­лов, Е. А. Ни­ко­лае­ва, Л. Н. Ло­ги­но­ва, В. Г. Цы­пин, М. В. Рас­пу­ти­на.

Соч.: Зву­ко­вой мир му­зы­ки. М., 1988; О мно­го­слой­но­сти му­зы­каль­но­го вре­ме­ни // Му­зы­ка и ка­те­го­рия вре­ме­ни. М., 2003; О ком­би­на­то­ри­ке в твор­че­ст­ве С. С. Про­кофь­е­ва // М. Е. Та­ра­ка­нов. Че­ло­век и фо­но­сфе­ра. Вос­по­ми­на­ния. Ста­тьи. М.; СПб., 2003; Про­стран­ст­вен­ная му­зы­ка // Тео­рия со­вре­мен­ной ком­по­зи­ции. М., 2007; О пред­мет­но­сти му­зы­каль­ной мыс­ли // Му­зы­ка как фор­ма ин­тел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти. М., 2007; Фу­га в твор­че­ст­ве И. С. Ба­ха. Рах­ма­ни­нов. Ва­риа­ции на те­му Ко­рел­ли // Из лич­ных ар­хи­вов про­фес­со­ров Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. М., 2008. Вып. 3; Ис­то­рия в му­зы­ке: Избр. ис­сле­до­ва­ния. М., 2009.

Лит.: Две­на­дцать этю­дов о му­зы­ке. К 75-ле­тию со дня ро­ж­де­ния Е. В. На­зай­кин­ско­го. М., 2001 (библ.); Па­мя­ти Е. В. На­зай­кин­ско­го: ин­тер­вью, статьи, вос­по­ми­на­ния. М., 2011.

Вернуться к началу