Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУШЕ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 541

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МУШЕ́ЛЬ Ге­ор­гий Алек­сан­д­ро­вич [16(29).7.1909, Там­бов – 25.12.1989, Таш­кент], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств Узб. ССР (1944). Учил­ся в Там­бо­ве, в 1936 окон­чил Моск. конс. как ком­по­зи­тор (уче­ник Н. Я. Мяс­ков­ско­го, М. Ф. Гне­си­на, А. Н. Алек­сан­д­ро­ва) и пиа­нист (класс Л. Н. Обо­ри­на). С 1936 в Таш­кен­те. Ав­тор 5 узб. муз. драм, пер­вая из них, «Фар­хад и Ши­рин» (совм. с В. А. Ус­пен­ским, либр. Хур­шида по од­но­им. по­эме Алишера На­вои; 1937), поль­зо­ва­лась зна­чит. по­пу­ляр­ностью и лег­ла в ос­но­ву од­но­им. опе­ры (1941; 2-я ред. пост. в 1957, Таш­кент). Ком­по­зи­тор­ское мас­тер­ст­во М. осо­бен­но про­яви­лось в ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке, ин­ди­ви­ду­аль­ная муз. сти­ли­сти­ка вклю­ча­ет эле­мен­ты узб. ме­ло­са и рит­ма. Сре­ди со­чи­не­ний: ба­ле­ты – «Ба­ле­ри­на» (1952, Таш­кент; 1-я ред. под назв. «Гуль­на­ра», пост. в 1949), «Цве­ток сча­стья» (1959, Че­ля­бинск), «Каш­мир­ская ле­ген­да» (1961, Таш­кент), «Са­мар­канд­ская ле­ген­да» (1970, Са­мар­канд); 3 сим­фо­нии (1938; 1942, па­мя­ти А. На­вои; 1943) и Сюи­та на те­мы Хам­зы (1950) для ор­ке­ст­ра; для фп. – 6 кон­цер­тов с ор­ке­ст­ром, 24 пре­лю­дии и фу­ги (1975); со­чи­не­ния для ор­га­на; ка­мер­ные ан­самб­ли; ро­ман­сы и пес­ни на сло­ва рус., евр., узб. по­этов (цикл «Не­за­бы­вае­мое», 1964); му­зы­ка к спек­так­лям и филь­мам. В 1936–86 пре­по­да­вал компо­зи­цию, гар­мо­нию и по­ли­фо­нию в Таш­кент­ской конс. (проф. с 1976); сре­ди уче­ни­ков – Я. Саб­за­нов.

Лит.: Пек­кер Я. Н. Г. Му­шель. М., 1966; Выз­го Т. С. Раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва Уз­бе­ки­ста­на и его свя­зи с рус­ской му­зы­кой. М., 1970; Мар­ты­нов И. И. По­ли­фо­ни­че­ский цикл Г. Му­ше­ля // Мар­ты­нов И. И. О лю­би­мом ис­кус­ст­ве. М., 1989.

Вернуться к началу