Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОТЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 328-329

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

МОТЕ́Т (франц. motet, лат. motetus, mo­tel­lus, от ста­роф­ран­цуз­ско­го mot – сло­во), во­каль­ное или во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ное по­ли­фо­нич. со­чи­не­ние. Один из гл. жан­ров в му­зы­ке зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния. На про­тя­же­нии ве­ков М. со­хра­нял ха­рак­тер слож­но­го для вос­при­ятия, «учё­но­го» со­чи­не­ния, слу­жил де­мон­ст­ра­ци­ей проф. мас­тер­ст­ва его соз­да­те­ля. По сви­де­тель­ст­ву Ио­ан­на де Гро­кейо (кон. 13 в.), «этот вид му­зы­ки не сле­ду­ет пред­став­лять в при­сут­ст­вии про­сто­го на­ро­да, ко­то­рый не спо­со­бен оце­нить его изы­скан­ность и по­лу­чить удо­воль­ст­вие от слу­ша­ния. Мо­тет ис­пол­ня­ет­ся для об­ра­зо­ван­ных лю­дей и во­об­ще для тех, кто ищет изы­скан­но­сти в ис­кус­ст­вах». Воз­ник в 13 в. в Нотр-Дам шко­ле пред­по­ложи­тель­но из под­тек­стов­ки клау­зу­лы (мет­ри­зо­ван­ный ме­лизм гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла с до­бав­ле­ни­ем 1–2 кон­тра­пунк­ти­рую­щих го­ло­сов). Од­но­вре­мен­но поя­ви­лось сло­во «М.» (от од­но­им. обо­зна­че­ния го­ло­са, в рус. на­уч. тра­ди­ции на­зы­вае­мо­го «мо­те­тус»). Франц. М. пе­рио­да арс ан­тик­ва (обыч­но 3-го­лос­ные) – по­литек­сто­вые: в раз­ных го­ло­сах рас­пе­ва­лись раз­ные тек­сты, как цер­ков­ные, так и (ре­же) свет­ские, в т. ч. на раз­ных язы­ках (лат. и франц.). Об­раз­цы – в Бам­берг­ском ко­дек­се (на­хо­дит­ся в гор. б-ке Бам­бер­га, со­дер­жит 100 М.), в Ко­дек­се Мон­пе­лье (в б-ке Ун-та Мон­пе­лье, св. 300 М.) и др.; по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во ав­то­ров ано­ним­ны (сре­ди не­мно­гих из­вест­ных имён – Пьер де ла Круа, лат. Petrus de Cruce). Англ. М. 13 в. (со­храни­лось св. 100 об­раз­цов) со­чи­нял­ся на еди­ный лат. текст ду­хов­но­го со­дер­жа­ния. Осо­бен­ность англ. тех­ни­ки мо­тет­ной ком­по­зи­ции – ме­ло­дич. ос­ти­на­то в те­но­ре (как пра­ви­ло, ко­рот­кое; ори­ги­наль­ное назв. pes, букв. – сто­па). Наи­бо­лее зна­чит. ав­то­ры М. (в т. ч. по­ли­тек­сто­во­го) пе­рио­да арс но­ва – Гиль­ом де Ма­шо и Фи­липп де Вит­ри. М. для Ма­шо был творч. ла­бо­ра­то­ри­ей, в ко­то­рой он ста­вил изы­скан­ные ком­по­зи­ци­он­но-сти­ле­вые экс­пе­ри­мен­ты, осо­бен­но в об­лас­ти рит­ма (см. Изо­рит­мия) и гар­мо­нии.

Ре­нес­санс­ный М., в от­ли­чие от сред­не­ве­ко­во­го, обыч­но со­чи­ня­ли на еди­ный текст. Притом что со­дер­жа­ние тек­ста бы­ло пре­им. ду­хов­ным, кан­тус фир­мус (в мо­те­тах, ис­поль­зо­вав­ших эту тех­ни­ку ком­по­зи­ции) за­час­тую имел свет­ское про­ис­хо­ж­де­ние. В ка­че­ст­ве тек­сто­вой ос­но­вы ис­поль­зо­ва­лись псал­мы (ча­ще дру­гих по­ка­ян­ный пса­лом 50 «Miserere»), фраг­мен­ты из про­ро­че­ских книг и др. тек­сты Вуль­га­ты ли­бо па­ра­фра­зы биб­лей­ских тек­стов (та­кие М. час­то вклю­ча­лись в сб-ки под назв. «Cantiones sac­rae» – «Ду­хов­ные пес­но­пе­ния»), а так­же сво­бод­но со­чи­нён­ные тек­сты «на слу­чай» (по по­во­ду ос­вя­ще­ния хра­ма, ин­тро­ни­за­ции свет­ско­го или ду­хов­но­го ли­ца, во­ен. три­ум­фа, ди­на­стич. бра­ка и др.). Боль­шое ко­ли­че­ст­во мо­тет­ных тек­стов об­ра­ще­но к Бо­го­ро­ди­це. В ре­нес­санс­ном М. со­хра­ня­лась не­од­но­вре­мен­ность рас­пе­ва тек­ста в раз­ных го­ло­сах, ко­то­рая воз­ник­ла в ре­зуль­та­те ши­ро­ко­го при­ме­не­ния тех­ни­ки ими­та­ции; ими­та­ци­он­ная по­ли­фо­ния ста­ла с тех пор гл. при­зна­ком тех­ни­ки ком­по­зи­ции М. Вид­ней­шие ав­то­ры М. в эпо­ху Ре­нес­сан­са: Дж. Дан­стейбл, Г. Дю­фаи, Жос­кен Де­пре, Н. Гом­бер (св. 160 М.), А. Вил­ларт (са­мые слож­ные для сво­его вре­ме­ни 7–8-го­лос­ные М.), Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на (сре­ди про­чих – 5 М. на текст «Ave Maria» и 6 – на текст «Miserere»), О. ди Лас­со (св. 750, вклю­чая мас­штаб­ные мо­тет­ные цик­лы), Ф. Гер­ре­ро, Т. Л. де Вик­то­рия, У. Бёрд, Т. Тал­лис (гран­ди­оз­ный 40-го­лос­ный М. «Spem in alium…» – «Лишь на Те­бя все­гда я упо­вал»).

М. эпо­хи ба­рок­ко – хо­ро­вое или соль­ное во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ное со­чи­не­ние на еди­ный для всех го­ло­сов текст на ла­ты­ни или нац. язы­ках; М. на англ. яз. – ан­тем. Круп­ней­шие ав­то­ры ба­роч­но­го М.: Дж. Ка­рис­си­ми, Г. Шютц (в сб-ках «Symphoniae sacrae» – «Свя­щен­ные сим­фо­нии»), М. Р. Де­ла­ланд и Ж. Б. Люл­ли (ав­то­ры пыш­ных «боль­ших мо­те­тов»); неск. со­чи­не­ний в этом жан­ре на­пи­сал И. С. Бах. На­чи­ная с вен­ских клас­си­ков М. ут­ра­тил бы­лую по­пу­ляр­ность. От­дель­ные яр­кие об­раз­цы – у В. А. Мо­цар­та, И. Брам­са, А. Брук­нера, Ф. Пу­лен­ка, Р. Во­ан-Уиль­ям­са, П. Хин­де­ми­та.

Лит.: Aubry P. Cent motets du XIIIe siècle pub­liés d’après le manuscrit Ed. IV.6 de Bamberg. P., 1908. Vol. 1–3; Polyphonies du XIIIe siècle: le manuscrit H196 de la Faculté de médecine de Montpellier / Éd. Y. Rokseth. P., 1935–1939. Vol. 1–4; Dammann R. Geschichte der Begriffs­bestimmung Motette // Archiv für Musik­wissen­schaft. 1959. Bd 16; Eggebrecht H. H. Machauts Motette Nr. 9 // Ibid. 1962/1963. Bd 19/20. 1968. Bd 25; Lowinsky E. Secret chromatic art in the Netherlands motet. N. Y., 1967; Ев­до­кимо­ва Ю. К. Мно­го­го­ло­сие сред­не­ве­ко­вья. X–XIV вв. М., 1983 (Ис­то­рия по­ли­фо­нии. Вып. 1); Си­ма­ко­ва Н. А. Во­каль­ные жан­ры эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. М., 1985; Everist M. French motets in the thirteenth century: music, poetry, and genre. Camb., 1994; Hearing the motet: essays on the motet of the Middle Ages and Renaissance / Ed. D. Pesce. N. Y.; Oxf., 1997; Boetticher W. Geschichte der Mo­tette. 2. Aufl. Wilhlmshaven, 2000; Cumming J. E. The motet of the age of Du Fay. Camb., 2003.

Вернуться к началу