Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОДА́ЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 573-574

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

МОДА́ЛЬНОСТЬ (от лат. modus – ме­ра, спо­соб, об­раз, вид, пра­ви­ло; воз­мож­но, пе­ре­вод греч. τρόπος) в му­зы­ке, прин­цип ла­да. Центр. ка­те­го­ри­ей мо­даль­но­го ла­да яв­ля­ет­ся зву­ко­ряд. Под мо­даль­ны­ми ча­ще все­го под­ра­зу­ме­ва­ют ок­тав­ные древ­не­гре­че­ские ла­ды и цер­ков­ные ла­дыгри­го­ри­ан­ском хо­ра­ле). Оп­ре­де­ле­ние «мо­даль­ная гар­мо­ния» с нач. 1960-х гг. при­ме­ня­ет­ся к мно­го­го­лос­ным фор­мам М. Ра­нее в от­но­ше­нии лю­бой мо­даль­ной му­зы­ки ис­поль­зо­ва­лись сло­во­со­че­та­ния «ста­рин­ные ла­ды», а так­же «ла­ды на­род­ной му­зы­ки» (в тру­дах вуль­гар­но-со­цио­ло­гич. тол­ка; см. в ст. На­ту­раль­ные ла­ды). Мо­даль­ный лад (как раз­вёр­ну­тая во вре­ме­ни це­ло­ст­ная зву­ко­вы­сот­ная струк­ту­ра) в чис­той фор­ме ста­ти­чен (напр., в сти­хи­рах Фё­до­ра Кре­сть­я­ни­на). В от­ли­чие от то­наль­но­го ла­да его не­воз­мож­но экс­по­ни­ро­вать в пре­де­лах пер­вых 3–4 зву­ков или со­зву­чий; он раз­вёр­ты­ва­ет­ся по­сте­пен­но че­рез об­ход сту­пе­ней (в мно­го­го­лос­ной му­зы­ке яр­ко вы­ра­жен­ных в схе­ме рас­по­ло­же­ния ка­ден­ций, или в т. н. ка­ден­ци­он­ном пла­не) и ос­мыс­ли­ва­ет­ся рет­ро­спек­тив­но в пре­де­лах це­лой пье­сы или од­но­го сколь­ко-ни­будь за­кон­чен­но­го от­де­ла фор­мы. В прак­ти­ке ев­роп. мо­даль­ной му­зы­ки об­нов­ле­ние гар­мо­нии дос­ти­га­ет­ся бла­го­да­ря ме­та­бо­ле (т. е. пе­ре­ме­не ин­тер­валь­но­го ро­да, гл. обр. че­рез со­пос­тав­ле­ние диа­то­ни­ки и хро­ма­ти­ки), пе­ре­ме­не зву­ко­ря­да (пу­тём транс­по­зи­ции или без неё – т. н. ла­до­вая пе­ре­мен­ность; ощу­ща­ет­ся сме­на ос­то­ва ла­да) или пу­тём сме­ны ха­рак­тер­ных для дан­но­го мо­даль­но­го ла­да ме­ло­дич. фор­мул (в не­ко­то­рых ро­дах му­зы­ки на­зы­вае­мых по­пев­ка­ми).

М. и то­наль­ность – два не­кор­ре­ля­тив­ных прин­ци­па муз. ла­да; свой­ст­вен­ная М. опо­ра на зву­ко­ряд не про­ти­во­ре­чит то­наль­но­сти (при­знак ко­то­рой – опо­ра на то­ни­ку-центр и на­ли­чие со­от­не­сён­ной с этим центром пе­ри­фе­рии). Мо­даль­ная му­зы­ка мо­жет со­дер­жать «тя­го­те­ния», а то­наль­ная му­зы­ка – мо­да­лиз­мы. Напр., в му­зы­ке Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ран­не­го ба­рок­ко (К. Дже­зу­аль­до, Г. Шютц) об­на­ру­жи­ва­ют­ся од­но­вре­мен­но и мо­даль­ные, и то­наль­ные чер­ты, вплоть до пол­но­го рав­но­ве­сия обо­их фун­дам. ла­до­вых век­то­ров.

М. гос­под­ству­ет в лю­бой му­зы­ке моно­дий­но­го скла­да: древ­не­гре­че­ской, тра­ди­ци­он­ной ин­дий­ской (ра­га), араб­ской (ма­кам), в зна­мен­ном рас­пе­ве, гри­го­ри­ан­ском хо­ра­ле и др. (см. так­же Мо­но­дия). В мно­го­го­лос­ной му­зы­ке по пре­иму­ще­ст­ву мо­даль­ной яв­ля­ет­ся вся гар­мо­ния зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния (т. н. ста­ро­мо­даль­ная гар­мо­ния). Тип гар­мо­нии 20 в., час­тич­но воз­ро­див­ший ста­рин­ную М. на но­вой зву­ко­ряд­ной ос­но­ве (О. Мес­си­ан, Б. Бар­ток и др.), на­зы­ва­ют но­во­мо­даль­ным (или не­омо­даль­ным). В мо­даль­ной гар­мо­нии джа­за ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся как тра­диц. диа­то­нич. зву­ко­ря­ды, так и ис­кус­ст­вен­ные.

В ис­то­ри­че­ски и ло­каль­но мно­го­об­раз­ных про­яв­ле­ни­ях М. со­став ла­до­вых ка­те­го­рий и функ­ций, их зна­чи­мость для кон­крет­ной сис­те­мы, тер­ми­ны мо­гут быть раз­ны­ми. Осн. ка­те­го­рии мо­даль­ных ла­дов на при­ме­ре гри­го­ри­ан­ской мо­но­дии: зву­ко­ряд (центр. эле­мент сис­те­мы); ам­би­тус (объ­ём, диа­па­зон на­пе­ва); ме­ло­дия-мо­дель (ме­ло­дич. фор­му­ла); му­та­ция (ча­ст­ный слу­чай ме­та­бо­лы). Осн. функ­ции (в той же сти­ле­вой тра­ди­ции): вокс (зна­че­ние сту­пе­ни в гви­до­но­вом гек­са­хор­де; ин­тер­валь­ная функ­ция); фи­на­лис (за­клю­чит. тон); те­нор, или ре­пер­кус­са (гос­под­ствую­щий тон); ини­ций (прин­ци­пий, на­чаль­ный тон, за­чин).

Лит.: Dahlhaus C. Untersuchungen über die Entstehung der harmonischen Tonalität. Kas­sel u. a., 1968; Meier B. Die Tonarten der klas­sischen Vokalpolyphonie, nach den Quellen dar­gestellt. Utrecht, 1974; Bárdos L. Modális harmóniák. 2 kíad. Bdpst, 1979; Powers H. Mode // The new Grove dictionary of music and musicians. L.; N. Y., 1980. Vol. 12; idem. Tonal types and modal categories in Renaissance polyphony // Journal of the American Musicological Society. 1981. Vol. 34; Хо­ло­пов Ю. Н. Мо­даль­ная гар­мо­ния: Мо­даль­ность как тип гар­мо­ни­че­ской струк­ту­ры // Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во. Таш., 1982; он же. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. М., 1988; Ma­nuel P. Modal harmony in Andalusian, eastern Euro­pean and Turkish syncretic musics // Year­book for traditional music. N. Y., 1989. Vol. 21; Mo­dality in the music of the fourteenth and fif­teenth centuries / Ed. U. Günther, L. Finscher, J. Dean. Neuhausen-Stuttgart, 1996 (Musico­logical studies and documents. Vol. 49); Tonal structures in early music / Ed. C. C. Judd. N. Y.; L., 1998.

Вернуться к началу