Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ЗЕНЕЦ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 577

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МЕ́ЗЕНЕЦ (в ми­ру Стре­мо­ухов) Алек­сандр [нач. 17 в., Нов­го­род-Се­вер­ский – по­сле 1677, Мо­ск­ва (?)], рус. муз. тео­ре­тик, зна­ток древ­них тра­ди­ций цер­ков­но­го пе­ния (ди­да­скал). Из слу­жи­лых дво­рян. С 1640-х гг. мо­нах, с 1668 ста­рец зве­ни­го­род­ско­го Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мон. С сер. 1660-х гг. ре­дак­ти­ро­вал раз­дель­но­реч­ные пев­че­ские кни­ги (см. Раз­дель­но­ре­чие), ис­прав­ляя их «на речь» (т. е. при­во­дя пе­ние в со­от­вет­ст­вие с чте­ни­ем, без ог­ла­сов­ки ре­ду­ци­ро­ван­ных по­лу­глас­ных «ъ» и «ь»); ито­гом этой ра­бо­ты стал ру­ко­пис­ный сбор­ник (1666), со­дер­жав­ший кни­ги Ир­мо­ло­гий (см. в ст. Ир­мос), Ок­то­их, Оби­ход, ис­прав­лен­ные «с древ­них зна­мен­ных пись­мян­ных пев­чих пре­во­дов», а так­же пе­чат­ный Ир­мо­ло­гий, ис­прав­лен­ный М. в со­ста­ве ко­мис­сии из 6 ди­да­ска­лов (со­зва­на в 1669–1670 по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча). Ко­мис­си­ей бы­ла так­же усо­вер­шен­ст­во­ва­на крю­ко­вая но­та­ция (см. Крю­ки), что по­лу­чи­ло от­ра­же­ние в тео­ре­тич. трак­та­те «Из­ве­ще­ние о со­глас­ней­ших по­ме­тах во крат­це из­ло­жен­ных [со изящ­ным на­ме­ре­ни­ем] тре­бую­щим учи­ти­ся пе­ния» (1670; из­дан С. В. Смо­лен­ским под назв. «Аз­бу­ка зна­мен­но­го пе­ния. Из­ве­ще­ние о со­глас­ней­ших по­ме­тах стар­ца Алек­сан­д­ра Ме­зен­ца», 1888). Ру­ко­пись «Из­ве­ще­ния...» хра­нит­ся в РНБ в С.-Пе­тер­бур­ге (имя М. скры­то в ак­ро­сти­хе: «Тру­дил­ся Алек­сан­дер Ме­зе­нец и про­чии»); в ней наи­бо­лее пол­но из­ло­же­на тео­рия зна­мен­но­го рас­пе­ва, опи­сан 12-сту­пен­ный оби­ход­ный зву­ко­ряд. При пе­ре­во­де тек­ста Ир­мо­ло­гия на ис­тин­но­реч­ный, с со­хра­не­ни­ем крю­ко­вой но­та­ции, воз­ник­ли тех­нич. труд­но­сти пе­ча­та­ния зна­мён в 2 цве­та, по­это­му вме­сто ки­но­вар­ных по­мет ко­мис­си­ей пред­ло­же­но ис­поль­зо­вать ту­ше­вые (чёр­ные) призна́ки (до­пол­нит. обо­зна­че­ния при зна­мё­нах, из­вест­ные по зве­ни­го­род­ским ру­ко­пи­сям с 1640-х гг.). В «Из­ве­ще­нии...» М. из­ло­жил эту сис­те­му как аде­к­ват­ную («со­глас­ней­шую») сис­те­ме по­мет. В ру­ко­пис­ных пев­че­ских кни­гах 17 в. призна́ки ста­ли упот­реб­лять­ся на­рав­не с по­ме­та­ми.

Соч.: Из­ве­ще­ние… же­лаю­щим учить­ся пе­нию / Публ. и ис­сле­до­ва­ние Н. Пар­фен­ть­е­ва, З. Гу­сей­но­вой. Че­ля­бинск, 1996.

Лит.: Браж­ни­ков М. Древ­не­рус­ская тео­рия му­зы­ки. Л., 1972; Пар­фен­ть­ев Н. П. Вы­даю­щий­ся дея­тель рус­ской му­зы­каль­но-пись­мен­ной куль­ту­ры XVII в. Алек­сандр Ме­зе­нец (Стре­мо­ухов) // Му­зы­каль­ная куль­ту­ра сред­не­ве­ко­вья. М., 1990. Вып. 1: Про­бле­мы древ­не­рус­ской и ар­мян­ской му­зы­каль­ной пись­мен­но­сти и куль­ту­ры; он же. Алек­сандр Ме­зе­нец // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000. Т. 1; Гу­сей­но­ва З. М. «Из­ве­ще­ние» Алек­сан­д­ра Ме­зен­ца и тео­рия му­зы­ки XVII в. СПб., 1995.

Вернуться к началу