Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ТТУС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 384

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

МА́ТТУС (Matthus) Зиг­фрид (р. 13.4.1934, Мал­ле­нуп­пен, Вост. Прус­сия, ны­не пос. За­до­ро­жье Ка­ли­нин­град­ской обл., Рос­сия), нем. ком­по­зи­тор. Сын кре­сть­я­ни­на. С 1944 с семь­ёй жил в де­рев­не в пров. Бран­ден­бург. В 1958 окон­чил Выс­шую шко­лу му­зы­ки в Бер­ли­не как хор­мей­стер и ком­по­зи­тор (у Р. Ваг­не­ра-Ре­ге­ни). В 1958–60 со­вер­шен­ст­во­вал­ся у Х. Эйс­ле­ра в бер­лин­ской Ака­де­мии ис­кусств (пре­по­да­ёт там с 1972, проф. с 1985). С 1964 муз. со­вет­ник «Ко­ми­ше опер» (по при­гла­ше­нию В. Фель­зен­штей­на), в ко­то­рой по­ста­вил ряд сво­их опер и в 1966–1988 про­во­дил кон­цер­ты совр. ка­мер­ной му­зы­ки. В твор­че­ст­ве М. зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ют со­чи­не­ния для сце­ны (15 опер, 3 ба­ле­та; мно­гие из них – на собств. либ­рет­то), му­зы­ка к ра­дио- и те­ле­по­ста­нов­кам, филь­мам (все­го 8), сим­фо­нич. и ка­мер­ные про­из­ве­де­ния. Сре­ди опер: «Ла­са­ри­льо с Тор­ме­са» (по исп. ано­ним­но­му плу­тов­ско­му ро­ма­ну; 1963, Карл-Маркс-Штадт, ны­не Кем­ниц), «По­след­ний вы­стрел» (по по­вес­ти Б. А. Лав­ре­нё­ва, 1967), «Ещё ло­жеч­ку яда, до­рогая?» (1972), «Юдифь» (по тра­ге­дии К. Ф. Хеб­бе­ля, 1985; все – Бер­лин), «Песнь о люб­ви и смер­ти кор­не­та Кри­сто­фа Риль­ке» (по Р. М. Риль­ке, 1985, Дрез­ден; 1998, С.-Пе­тер­бург), «Граф Ми­ра­бо» (1989, Бер­лин, Кар­лс­руэ, Эс­сен). Эле­мен­ты до­де­ка­фо­нии и т. н. сво­бод­ной ато­наль­но­сти в со­чи­не­ни­ях М. со­че­та­ют­ся со сти­ли­сти­кой ба­рок­ко, му­зы­ки Р. Штрау­са и др. С 1970-х гг. со­чи­не­ния М. ис­пол­ня­лись в Зап. Ев­ро­пе, он стал са­мым зна­ме­ни­тым ком­по­зи­то­ром ГДР. С кон. 1980-х гг. не­од­но­крат­но ру­ко­во­дил ис­пол­не­ни­ем сво­их про­из­ве­де­ний в Ка­ли­нин­гра­де, в т. ч. в ре­конст­руи­ро­ван­ном ка­фед­раль­ном со­бо­ре (Te Deum, 2009). В 1991 ос­но­вал ме­ж­ду­нар. лет­ний Фес­ти­валь ка­мер­ной опе­ры во двор­це г. Рай­нсберг (зем­ля Бран­ден­бург), где зна­чит. вни­ма­ние уде­ля­ет­ся экс­пе­рим. муз. те­ат­ру. По­свя­тил судь­бе нем­цев из Вост. Прус­сии во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ную ком­по­зи­цию «Lamen­to» (2007).

Лит.: Döhnert H. S. Matthus. Lpz., 1979; Lied­tke U. Zum Opernschaffen von S. Matt­hus // Matthus S. Libretti. B., 1989; Neef S., Neef H. S. Matthus // Deutsche Oper im 20. Jahr­hun­dert: DDR 1949–1989. B., 1992; Genn­rich J. «Ich bin ein Sänger ohne Stimme». S. Matthus’ Kompositionsweise für die Stimme. Mainz, 1997; Opern des 21. Jahrhunderts: Libretti. Rheins­berg, 2004.

Вернуться к началу