Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ТТЕЗОН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 383

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МА́ТТЕЗОН (Mattheson) Ио­ганн (28.9.1681, Гам­бург – 17.4.1764, там же), нем. ком­по­зи­тор, муз. кри­тик, тео­ре­тик, лек­си­ко­граф. В дет­ст­ве обу­чал­ся иг­ре на кла­ве­си­не, ор­га­не, вио­ле да гам­ба, скрип­ке, го­бое, флей­те; об­ла­дая пре­крас­ным го­ло­сом, пел в церк­вах и в Гам­бург­ской опе­ре (ис­пол­нял со­пра­но­вые, с 1697 те­но­ро­вые пар­тии). С 1704 вос­пи­та­тель, с 1706 сек­ре­тарь в до­ме англ. по­слан­ни­ка. Од­но­вре­мен­но с 1715 ка­пель­мей­стер (в 1728 ос­та­вил пост в свя­зи с про­грес­си­ро­вав­шей глу­хо­той) и ка­но­ник гам­бург­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. С 1741 на ди­пло­ма­тич. служ­бе у кн. Голь­штейн­ско­го. Его опе­ра «Кле­о­пат­ра» (1704) по­влия­ла на ран­нее твор­че­ст­во Г. Ф. Ген­де­ля (М. был с ним дру­жен, не­смот­ря на ду­эль, про­изо­шед­шую ме­ж­ду ни­ми в 1704, и вы­сту­пил как пе­вец в его опе­ре «Не­рон»); опе­ра «Бо­рис Го­ду­нов, или Ко­вар­ст­вом дос­тиг­ну­тый трон» (1710) – пер­вая в ис­то­рии му­зы­ки на рус. сю­жет. Сре­ди муз. со­чи­не­ний М. так­же опе­ры «Бла­го­род­ный Пор­сен­на» (1702), «Тай­ные при­клю­че­ния Эн­ри­ко IV, ко­ро­ля Кас­ти­лии и Ле­о­на, или Раз­де­лён­ная лю­бовь» (1711), ора­то­рии и пас­сио­ны (мно­гие из них уте­ря­ны), итал. кан­та­ты, трио-со­на­ты, со­чи­не­ния для кла­ве­си­на, флей­то­вые со­на­ты и др.

В 1722–25 М. из­да­вал пер­вый в Гер­ма­нии муз. ж. «Critica musica» (опубл. 24 вы­пус­ка). Круп­ный вклад в муз. нау­ку и эс­те­ти­ку 18 в. – его муз.-тео­ре­тич. трак­та­ты «За­но­во от­кры­тый ор­кестр» («Das neu-eröffnete Orchestre», 1713), «За­щи­щён­ный ор­кестр, или Вто­рое его от­кры­тие» («Das beschützte Orchestre oder desselben zweite Eröffnung», 1717; со­дер­жит кри­ти­ку от­жив­шей прак­ти­ки соль­ми­за­ции), «Ис­сле­дуе­мый ор­кестр, или Третье его от­кры­тие» («Das for­schen­de Orchestre oder desselben dritte Eröff­nung», 1721). На­пи­сан­ные в ха­рак­тер­ном для позд­не­го ба­рок­ко лит. сти­ле, изо­би­лую­щем фи­лос.-тео­ло­гич. экс­кур­са­ми, они от­ра­зи­ли но­вые тен­ден­ции: трак­тов­ку ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля как еди­но­го це­ло­го, фор­ми­ро­ва­ние функ­цио­наль­ных групп ин­ст­ру­мен­тов. Тер­мин ор­кестр («ор­хе­ст­ра» ан­тич­но­го те­ат­ра – «га­лант­ное» на­име­но­ва­ние всей му­зы­ки в трак­та­тах М.) имен­но у не­го при­об­рёл совр. зна­че­ние. В гл. тру­де М. – «Со­вер­шен­ный ка­пель­мей­стер» («Der vollkommene Capellmeister», 1739; це­ли­ком вклю­ча­ет на­пи­сан­ный в 1737 трак­тат «Зер­но ме­ло­ди­че­ской нау­ки», «Kern melodis­cher Wissenschafft») сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны муз.-тео­ре­тич. зна­ния эпо­хи, пе­ре­ход­ной от ба­рок­ко к ран­ней клас­си­ке, из­ло­же­но уче­ние о ком­по­зи­ции в ду­хе муз. ри­то­ри­ки и аф­фек­тов тео­рии (рус. пер. фраг­мен­тов в кн.: Му­зы­каль­ная эс­те­тика За­пад­ной Ев­ро­пы XVII–XVIII вв. М., 1971). М. – ав­тор био­гра­фич. сло­ва­ря му­зы­кан­тов «Ос­но­ва­ния три­ум­фаль­ной ар­ки…» («Grundlagen einer Ehren-Pfor­te, worin der tüchtigsten Capellmeister, Componisten, Musikgelehrten, Tonkünst­ler u. s. w. Leben, Werke, Verdienste u. s. w. erschei­nen sollen», 1740). Пе­ре­вёл на нем. яз. мно­же­ст­во опер­ных либ­рет­то, а так­же кн. Дж. Мей­нуа­рин­га о Ген­де­ле, снаб­див её собств. до­пол­не­ния­ми («G. F. Händels Lebensbeschreibung», 1761). Ему при­над­ле­жат так­же ра­бо­ты по во­про­сам ис­то­рии и бо­го­сло­вия.

Cоч.: Melotheta, das ist der grundrichtige, nach jetziger neuesten Manier angeführte Compo­niste. Hamb., 1721; Der musicalische Patriot. Hamb., 1728; Grosse General-Bass-Schule, oder Der exemplarischen Organisten-Probe. 2. Aufl. Hamb., 1731. Mainz, 1956; De eruditione mu­si­ca. 2 ed. Hamb., 1751.

Лит.: Мар­кус С. Ис­то­рия му­зы­каль­ной эс­тети­ки. М., 1959. Т. 1; Зей­фас Н. Мат­те­зон и тео­рия ор­ке­ст­ров­ки // Ис­то­рия и со­вре­мен­ность. Л., 1981; J. Mattheson: Lebensbeschrei­bung des Hamburger Musikers, Schriftstellers und Diplomaten. Hamb., 1982; Lester J. Com­po­sitional theory in the eighteenth century. Camb. (Mass.); L., 1992; New Mattheson stu­dies / Ed. G. J. Buelow, H. J. Marx. 2nd ed. Camb., 2006; Ки­рил­ли­на Л. В. Клас­си­че­ский стиль в му­зы­ке XVIII – на­ча­ла XIX в. М., 2007. Ч. 2–3; Бу­лы­че­ва А. Но­вые при­клю­че­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2007. № 3/4.

Вернуться к началу