Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРТИ́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 225-226

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Дж. Б. Мартини. Портрет работы неизвестного художника. Ок. 1775. Городской музыкально-библиографический музей (Болонья).

МАРТИ́НИ (Martini) Джо­ван­ни Бат­ти­ста (Джам­бат­ти­ста) (24.4.1706, Бо­ло­нья – 3.8.1784, там же), итал. тео­ре­тик и ис­то­рик му­зы­ки, пе­да­гог и ком­по­зи­тор. Иг­ре на скрип­ке учил­ся у от­ца, скри­па­ча Ан­то­нио Ма­рия Мар­ти­ни, иг­ре на чем­ба­ло и пе­нию – у А. Пре­дье­ри. За­ни­мал­ся так­же пе­ни­ем под рук. ка­ст­ра­та Ф. А. Пис­ток­ки. Кон­тра­пункт изу­чал у Дж. А. Рич­че­ри, цер­ков­ную му­зы­ку у Дж. Пер­ти. С 1721 фран­ци­скан­ский мо­нах, с 1725 ка­пель­мей­стер ц. Св. Фран­ци­ска в Бо­ло­нье, с 1729 свя­щен­ник (от­сю­да его про­зви­ще Пад­ре). Ис­сле­до­вал свя­зи муз. нау­ки с ма­те­ма­ти­кой (в ча­ст­но­сти, про­яв­ле­ния гео­мет­рич. про­грес­сии в му­зы­ке). Пе­ре­пи­сы­вал­ся с Ч. Бёр­ни, М. Гер­бер­том, А. Грет­ри, И. И. Кван­цем, П. Ло­ка­тел­ли, Ф. В. Мар­пур­гом, П. Ме­та­ста­зио, Ж. Ф. Ра­мо, А. Со­ле­ром, Дж. Тар­ти­ни. Раз­но­сто­рон­не об­ра­зо­ван­ный му­зы­кант и учё­ный, поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том в Ев­ро­пе как зна­ток кон­тра­пунк­та; уче­ни­ка­ми М. бы­ли И. Кри­сти­ан Бах, Н. Йом­мел­ли, В. А. Мо­царт, М. С. Бе­ре­зов­ский, С. Мат­теи и др. С 1758 фак­тич. ру­ко­во­ди­тель Бо­лон­ской фи­лар­мо­нич. ака­де­мии, был её ис­то­рио­гра­фом; чл. ака­де­мии «Ар­ка­дия» в Ри­ме (1776). Его «Ис­то­рия му­зы­ки» («Sto­ria della musica», vol. 1–3, 1757–81) – од­на из пер­вых, стро­го под­кре­п­лён­ных ис­точ­ни­ка­ми (3 то­ма ох­ва­ты­ва­ют древ­ние эпо­хи, ру­ко­пись 4-го то­ма, по­свя­щён­но­го ран­не­му Сред­не­ве­ко­вью, не за­вер­ше­на). В трак­та­те «Об­ра­зец, или Ос­но­ва­тель­ный прак­ти­че­ский опыт кон­тра­пунк­та на кан­тус фир­мус» («Esemplare, o sia Sag­gio fondamentale pratico di contrap­pun­to sopra il canto fermo», vol. 1–2, 1774–1775), пред­став­ляю­щем со­бой об­шир­ные ком­мен­та­рии к мно­го­числ. нот­ным при­ме­рам, от­ра­зи­лось стрем­ле­ние М. по­стро­ить курс стро­гой по­ли­фо­нии, опи­ра­ясь на ху­дож. прак­ти­ку, воз­ро­дить тра­ди­ции Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны и др. клас­си­ков стиля а капелла. В собств. твор­че­ст­ве М. при­дер­жи­вал­ся позд­не­ба­роч­ной и ран­не­клас­сич. сти­ли­сти­ки. Ав­тор встав­ных ин­тер­мец­цо в опе­рах, ора­то­рий, кан­тат, месс, мо­те­тов, «Ли­та­ний и ан­ти­фо­нов Пре­чис­той Де­ве Ма­рии» (1734), 24 сим­фо­ний, 12 ин­ст­ру­мен­таль­ных кон­цер­тов для разл. со­ста­вов, ок. 100 кла­вир­ных со­нат, в т. ч. 12 со­нат для ор­га­на или кла­ве­си­на (1742), и др. Со­б­ран­ная им уни­каль­ная муз. б-ка хра­нит­ся в Муз. ли­цее в Бо­ло­нье (час­тич­но в Австр. нац. б-ке в Ве­не).

Соч.: Regola aglei [per gli] organisti per ac­com­pagnare il canto fermo. Bologna, 1756; Dis­ser­tatio de usu progressionis geometricae in musica. Bologna, 1767; Compendio della teoria de’ nu­meri per uso del musico. Bologna, 1769; Seria cronologica de principi dell’ Academia dei Fi­lar­monici di Bologna. Bologna, 1776.

Лит.: Бёр­ни Ч. Му­зы­каль­ные пу­те­ше­ст­вия: днев­ник пу­те­ше­ст­вия 1770 г. по Фран­ции и Ита­лии. Л., 1961; Ис­то­рия по­ли­фо­нии. М., 1985. Вып. 3: Про­то­по­пов В. За­пад­но­ев­ро­пей­ская му­зы­ка XVII – пер­вой чет­вер­ти XIX в.; Padre Martini. Firenze, 1987; Дру­скин М. С. За­ру­беж­ная му­зы­каль­ная ис­то­рио­гра­фия. М., 1994.

Вернуться к началу