Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРКС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 166

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАРКС (Marx) Адольф Берн­хард (Фрид­рих Ген­рих Адольф Берн­хард; до кре­ще­ния Са­му­ил Мои­сей) (15.5.1795, Гал­ле – 17.5.1866, Бер­лин), нем. муз. тео­ре­тик, кри­тик, пе­да­гог, ком­по­зи­тор. Сын вра­ча. По­лу­чил юри­дич. об­ра­зо­ва­ние. Му­зы­ке обу­чал­ся у Д. Г. Тюр­ка в Гал­ле, где ос­но­вал (совм. с К. Лё­ве и др.) «Квар­тет­ный кру­жок Мар­кса», уст­раи­вав­ший ве­че­ра ка­мер­ной му­зы­ки. С 1820 жил в Бер­ли­не, со­вер­шен­ст­во­вал­ся по ком­по­зи­ции у К. Ф. Цель­те­ра. В 1824 ос­но­вал и до 1830 ре­дак­ти­ро­вал «Бер­лин­скую все­об­щую му­зы­каль­ную га­зе­ту» («Berliner Allge­mei­ne musikalische Zeitung»; из­да­ва­лась в про­ти­во­вес кон­сер­ва­тив­ной лейп­циг­ской «Все­об­щей му­зы­каль­ной га­зе­те»), как кри­тик и ре­дак­тор-из­да­тель сыг­рал боль­шую роль в про­па­ган­де твор­че­ст­ва И. С. Ба­ха, Л. ван Бет­хо­ве­на и др. клас­си­ков. С 1828 пре­по­да­вал ис­то­рию и тео­рию му­зы­ки в Бер­лин­ском ун-те (проф. с 1830). В 1850 совм. с Т. Кул­ла­ком и Ю. Штер­ном ос­но­вал в Бер­ли­не муз. шко­лу (т. н. Кон­сер­ва­то­рия Штер­на), пре­по­да­вал в ней ком­по­зи­цию до 1856.

Гл. труд М. – 4-том­ное «Уче­ние о му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции» («Die Lehre von der musikalischen Komposition», 1837–47; пе­ре­из­да­но в пе­ре­ра­бот­ке X. Ри­ма­на, 1887–90), в ко­то­ром сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны клас­сич. муз. фор­мы. М. ввёл тер­ми­ны «со­нат­ная фор­ма», «ход» (нем. Gang), «раз­ра­бот­ка» (Durchführung); по­ми­мо со­нат­ной фор­мы рас­смот­рел «пе­сен­ные» фор­мы (Liedform; см. в ст. Му­зы­каль­ная фор­ма), ва­риа­ции; в сис­те­ма­ти­ке рон­до вы­де­лил 5 ти­пов. Бо­га­то ил­лю­ст­ри­ро­ван­ное при­ме­ра­ми, по­этап­но де­мон­ст­ри­рую­щи­ми ме­тод и про­цесс со­чи­не­ния му­зы­ки, «Уче­ние» М. ста­ло на­столь­ной кни­гой мн. по­ко­ле­ний ком­по­зи­то­ров раз­ных стран, в т. ч. Рос­сии. Ши­ро­ко­му кру­гу уча­щих­ся ад­ре­со­ван его «Все­общий учеб­ник му­зы­ки» («Allgemeine Mu­sikleh­re», 1839, рус. пер. 1872). Ав­тор пер­вой на­уч. био­гра­фии Бет­хо­ве­на («L. van Beethoven. Leben und Schaffen», Bd 1–2, 1859), мо­но­гра­фии об опе­рах К. В. Глю­ка («Gluck und die Oper», Tl 1–2, 1863). Ис­хо­дя из фи­ло­со­фии Г. В. Ф. Ге­ге­ля, М. от­стаи­вал взгляд на му­зы­ку как ис­то­ри­че­ски раз­ви­ваю­щее­ся иск-во, в ко­то­ром рас­кры­ва­ют­ся «идеи и дух на­рода и эпо­хи». В собств. ком­по­зи­ци­ях при­дер­жи­вал­ся клас­сич. тра­ди­ции. Ав­тор ора­то­рий (в т. ч. «Мои­сей», 1841), цер­ков­ной му­зы­ки, хо­ров, пе­сен, фп. со­чи­не­ний.

Соч.: Die Kunst des Gesanges, theoretisch-praktisch. B., 1826; Über Malerei in der Ton­kunst. Ein Maigruss an die Kunstphilosophen. В., 1828; Die alte Musiklehre im Streit mit unserer Zeit. Lpz., 1841; Die Musik des 19. Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Mu­sik. Lpz., 1855; Anleitung zum Vortrag Beet­hovenscher Klavierwerke. В., 1863; Erinne­run­gen. Aus meinem Leben. В., 1865. Bd 1–2; Das Ideal und die Gegenwart. Jena, 1867.

Лит.: Eicke K. E. Der Streit zwischen A. B. Marx und G. W. Fink um die Kom­po­si­tion­s­lehre. Regensburg, 1966; Dahlhaus C. Ge­fühl­sästhetik und musikalische Formenlehre // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literatur­wi­s­sen­schaft und Geistesgeschichte. 1967. Bd 41; idem. Formenlehre und Gattungstheorie bei A. B. Marx // H. Sievers zum 70. Geburtstag. Tutzing, 1978; Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка Гер­ма­нии XIX в. М., 1982. Т. 2; Клас­си­че­ское уче­ние о му­зы­каль­ной фор­ме А. Б. Мар­кса // Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские сис­те­мы. М., 2006.

Вернуться к началу