Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРЕ́НЦИО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 100

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Григорьева

МАРЕ́НЦИО (Marenzio) Лу­ка (1553, Кок­ка­льо, близ Бре­шии – 22.8.1599, Рим), итал. ком­по­зи­тор. Учил­ся пред­по­ло­жи­тель­но у Дж. Кон­ти­но, ка­пель­мей­сте­ра ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Бре­шии. В 1578–1586 слу­жил пев­чим и лют­ни­стом у кар­ди­на­лов К. Мад­руц­цо и Лу­ид­жи д’Эсте в Ри­ме. В 1580–81 по­се­щал двор гер­цо­гов д’Эсте в Фер­ра­ре – один из са­мых зна­чит. куль­тур­ных цен­тров Ита­лии 2-й пол. 16 в. В 1587–89 слу­жил у кар­ди­на­ла Фер­ди­нан­до Ме­ди­чи в Ри­ме и Фло­рен­ции, при­нял уча­стие в со­чи­не­нии му­зы­ки к его свадь­бе (1589). С осе­ни 1589 жил в Ва­ти­ка­не, ра­бо­тал у раз­ных па­тро­нов. В 1596–98 вы­пол­нял обя­зан­но­сти ка­пель­мей­сте­ра при дво­ре Си­гиз­мун­да III в Вар­ша­ве. По­след­ние 2 го­да жиз­ни про­вёл в Ри­ме.

Ав­тор св. 300 мад­ри­га­лов, пре­им. 5–6-го­лос­ных (есть неск. мад­ри­га­лов для 10 го­ло­сов), на сти­хи Ф. Пет­рар­ки (46), Дж. Б. Гва­ри­ни (47), Т. Тас­со (31), Я. Сан­над­за­ро (46) и др., ко­то­рые из­дал в 19 «кни­гах» (со­хра­ни­лись 18). Мад­ри­га­лы М. мно­го­об­раз­ны по ха­рак­те­ру и со­дер­жа­нию: пас­то­раль­ные, лю­бов­но-ли­рич. и др.; не­ко­то­рые при­бли­жа­ют­ся к дра­ма­тич. сце­не. М. сво­бод­но пе­ре­хо­дит от ак­кор­до­во­го из­ло­же­ния к ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­ни­че­ско­му в пре­де­лах од­но­го со­чи­не­ния, гиб­ко сле­дуя за тек­стом; при­ме­ня­ет т. н. мад­ри­га­лиз­мы (зву­ко­изо­бра­зи­тель­ные, фак­тур­ные и др. приё­мы, свя­зан­ные с оп­ре­де­лён­ны­ми сло­ва­ми, напр. «ве­се­лье», «пе­чаль»). Муз. язык, в це­лом ти­пич­ный для эпо­хи итал. Воз­ро­ж­де­ния, не­ред­ко ус­лож­нён за счёт дис­со­нан­сов и хро­мати­ки (в этом он бли­зок со­чи­не­ни­ям К. Дже­зу­аль­до). Та­ко­вы мад­ри­га­лы «So­lo e pensoso» («Один в раз­ду­мье») из 9-й кни­ги и «O voi che sospirate» («О вы, взды­хаю­щие») из 2-й кни­ги, где на сло­вах «quel suo antico stile» («как в древ­ней ма­не­ре») М. на­ме­рен­но ис­поль­зу­ет осо­бый тет­ра­хорд (ти­па c'-h-b-g) в «ан­тич­ной» ма­не­ре, гар­мо­ни­зуя его в совр. италь­ян­ском ду­хе. В 6-й кни­ге мад­ри­га­лов (для со­пра­но и двух те­но­ров) за­мет­но стрем­ле­ние к го­мо­фон­но­му скла­ду. Не­ко­то­рые мад­ри­га­лы объ­е­ди­не­ны в боль­шие цик­лы; напр., в 6-й кни­ге это цикл из 6 мад­ри­га­лов «Giovane donna» («Юная гос­по­жа»; на стих. Пет­рар­ки в фор­ме сек­сти­ны) и цикл из 10 мад­ри­га­лов «Se quel dolor» («Ка­кая боль»; на сти­хи Л. Тан­зил­ло). Сре­ди др. со­чи­не­ний: 4 мес­сы, ок. 70 мо­те­тов (пре­им. на тек­сты псал­мов), 2 маг­ни­фи­ка­та, сб-к «ду­хов­ных мад­ри­га­лов», вил­ла­нел­лы, кан­цо­нет­ты. Для ду­хов­ной му­зы­ки М. от­би­рал тек­сты, по­зво­ляю­щие ото­бра­зить кар­ти­ны и об­ра­зы, близ­кие свет­ским мад­ри­га­лам. Со­вре­мен­ни­ки вы­со­ко це­ни­ли М. как му­зы­кан­та, вос­хи­ща­лись его «сла­до­стью и лёг­ко­стью» (Алес­сан­д­ро Гва­ри­ни).

Лит: Chater J. L. Marenzio and the Italian mad­rigal: 1577–1593. Ann Arbor, 1981; Janz B. Die Petrarca-Vertonungen von L. Marenzio: Dichtung und Musik im späten Cinquecento-Madrigal. Tutzing, 1992; Privitera M. Malin­conia e acedia: intorno a «Solo e pensoso» di L. Marenzio // Studi musicali. 1994. Vol. 23. P. 29–71; Bizzarini M. Marenzio: la carriera di un musicista tra Rinascimento e Controri­forma. Rodengo Saiano, 1998; Schönecker H. Das ästhetische Dilemma der italienischen Kom­ponisten in den 1590er Jahren: die Chromatik in den späten Madrigalen von L. Marenzio und C. Gesualdo. Fr./M., 2000 (Karlsruher Beiträ­ge zur Musikwissenschaft. Bd 3).

Вернуться к началу