Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЗУР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 450

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

МА́ЗУР (Masur) Курт (р. 18.7.1927, Бриг, Ниж­няя Си­ле­зия, Гер­ма­ния; ны­не Бжег, Поль­ша), нем. ди­ри­жёр. В 1946–48 учил­ся в Выс­шей шко­ле музыки в Лейп­ци­ге у X. Бон­гар­ца и К. Зол­да­на (ди­ри­жи­ро­ва­ние), А. Ма­ца (ком­по­зи­ция), З. Грун­дай­са и Ф. Лан­ге­ра (фп.). С 1975 проф. там же. Ис­пы­тал влия­ние Е. А. Мра­вин­ско­го. Ра­бо­тал в «Лан­де­стеа­тер» в Гал­ле (1948–51), гор. те­ат­рах Эр­фур­та (1951–53) и Лейп­ци­га (1953–1955), Дрез­ден­ском фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ре (1955–58; в 1967–72 гл. ди­ри­жёр). Муз. рук. Мек­лен­бург­ско­го гос. те­ат­ра в Шве­ри­не (1958–60) и «Ко­ми­ше опер» в Бер­ли­не (1960–64; по при­гла­ше­нию В. Фель­зен­штей­на). Ми­ро­вую из­вест­ность по­лу­чил как гл. ди­ри­жёр ор­ке­ст­ра лейп­циг­ско­го «Ге­ванд­хау­за» (1970–96; поч. зва­ние по­жиз­нен­но­го ди­ри­жё­ра), с ко­то­рым мно­го га­ст­ро­ли­ро­вал, в т. ч. не­од­но­крат­но в СССР. Об­ла­дая ав­то­ри­те­том об­ществ. ли­де­ра, со­дей­ст­во­вал не­на­силь­ст­вен­но­му ха­рак­те­ру мас­со­вых вы­сту­п­ле­ний оп­по­зи­ции про­тив пра­ви­тель­ст­ва ГДР (Лейп­циг, окт. 1989). В 1991–2002 гл. ди­ри­жёр Нью-Йорк­ско­го фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра (поч. зва­ние по­жиз­нен­но­го муз. ру­ко­во­ди­те­ля), в 2000–07 муз. рук. Лон­дон­ско­го фи­лар­мо­нич. ор­ке­ст­ра, в 2002–08 – Нац. ор­ке­ст­ра Фран­ции (в 2003 га­ст­ро­ли­ро­вал в Рос­сии). Вы­сту­па­ет с ве­ду­щи­ми ор­ке­ст­ра­ми ми­ра (с кон. 1960-х гг.; в 2005 ис­пол­нил 6-ю сим­фо­нию П. И. Чай­ков­ско­го с Боль­шим сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром Рос­сии в Мо­ск­ве), уча­ст­ву­ет в ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­лях, в т. ч. в Зальц­бур­ге (1970, 1986, 1996). Пред­се­да­тель Ме­ж­ду­нар. об-ва Бет­хо­ве­на в Бон­не (с 2004).

Один из круп­ней­ших ди­ри­жё­ров кон. 20 – нач. 21 вв. Ос­но­ва ре­пер­туа­ра – со­чи­не­ния Л. ван Бет­хо­ве­на (цикл всех сим­фо­ний, ау­дио­за­пись), И. Брам­са, А. Брук­не­ра, Ф. Мен­дель­со­на, А. Двор­жа­ка, П. И. Чай­ков­ско­го, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, С. С. Про­кофь­е­ва, совр. ком­по­зи­то­ров (в т. ч. С. А. Гу­бай­ду­ли­ной). Сре­ди мн. ау­дио­за­пи­сей – опе­ры (пол­но­стью) «Фи­де­лио» Л. ван Бет­хо­ве­на, «Ари­ад­на на На­ксо­се» Р. Штрау­са.

Ко­ман­дор ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1997).

О жиз­ни и твор­че­ст­ве М. снят до­ку­мен­таль­ный ф. «Пу­те­ше­ст­вия в про­цес­се про­слу­ши­ва­ния – Курт Ма­зур» (2009, реж. А. Брой­ер).

Лит.: Härtwig D. K. Masur. Lpz., 1976; Der Gewandhauskapellmeister K. Masur. Lpz., 1987; Der vormundschaftliche Staat. Mit einem Ge­spräch zwischen K. Masur und R. Henrich. Lpz.; Weimar, 1990; «Mut und Zuversicht gegeben». Briefe an K. Masur, 9. Oktober 1989 bis 18. März 1990. Fr. / M., 1990; Forner J. K. Ma­sur: Zeiten und Klänge. B., 2002.

Вернуться к началу