Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЫ́СЕНКО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 180

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛЫ́СЕНКО Ни­ко­лай Ви­таль­е­вич [10(22).3.1842, с. Гринь­ки Кре­мен­чуг­ско­го у. Пол­тав­ской губ. (ны­не Гло­бин­ско­го р-на Пол­тав­ской обл.) – 24.10(6.11).1912, Ки­ев], укр. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр, хор­мей­стер, фольк­ло­рист, об­ществ. дея­тель. Из се­мьи по­ме­щи­ка. В 1865 окон­чил ес­теств. ф-т Ки­ев­ско­го ун-та. В 1867–1869 учил­ся в Лейп­циг­ской консерва­тории (по ком­по­зи­ции у Э. Ф. Рихте­ра и В. Р. Пап­пе­рит­ца, по фор­те­пиа­но у Э. Вен­це­ля и К. Рей­не­ке), в 1874–76 – в С.-Пе­тер­бург­ской (класс ин­ст­ру­мен­тов­ки Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва). В 1869–74 жил в Кие­ве, вы­сту­пал в кон­цер­тах Ки­ев­ско­го от­де­ле­ния ИРМО как пиа­нист и ди­ри­жёр, был чле­ном его ди­рек­ции. Как пиа­нист вы­сту­пал так­же в С.-Пе­тер­бур­ге, Мо­ск­ве, за ру­бе­жом. В 1873 за­пи­сал ре­пер­ту­ар коб­за­ря О. Ве­ре­сая, ор­га­ни­зо­вал его вы­сту­п­ле­ния в Кие­ве (1874) и С.-Пе­тер­бур­ге (1875); соз­дал в С.-Пе­тер­бур­ге укр. хор (1874–76). В Кие­ве (жил здесь с 1876) ос­но­вал Муз.-дра­ма­тич. шко­лу (1904; с 1918 Муз.-дра­ма­тич. ин-т име­ни Н. В. Лы­сен­ко), в ко­то­рой впер­вые бы­ло вве­де­но пре­по­да­ва­ние иг­ры на бан­ду­ре, и муз. об-во «Бо­ян» (1905). Осу­ще­ст­в­лял по­езд­ки с хо­ром (1893, 1897, 1899, 1902) по го­ро­дам Ук­раи­ны, спо­соб­ст­вуя раз­ви­тию лю­би­тель­ско­го хо­ро­во­го пе­ния. За­пи­сы­вал, изу­чал и об­ра­ба­ты­вал нар. пес­ни – гл. обр. ук­ра­ин­ские, а так­же юж.-слав. на­ро­дов.

Ос­но­во­по­лож­ник укр. ком­по­зи­тор­ской шко­лы. Эс­те­тич. воз­зре­ния сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем по­эзии Т. Г. Шев­чен­ко, му­зы­ки ком­по­зи­то­ров «Мо­гу­чей куч­ки». Ос­но­ва муз. сти­ля – со­еди­не­ние ро­ман­тич. тра­ди­ций с нац. фольк­ло­ром. Л. – ав­тор 10 опер, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­на «На­тал­ка Пол­тав­ка» (либр. И. П. Кот­ля­рев­ско­го, 1889, Одес­са); са­мое мо­ну­мен­таль­ное про­из­ве­де­ние – опе­ра «Та­рас Буль­ба» (по Н. В. Го­го­лю, 1890, по­став­ле­на в 1924 в Харь­ко­ве). Соз­дал много про­из­ве­де­ний на тек­сты Шев­чен­ко: для со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра (или фп.) – «Заповiт» («За­ве­ща­ние», 1868), «Бьют по­ро­ги» (1878), «Иван Гус» (1881), «Ра­дуй­ся, ни­ва не­по­ли­тая» (1883), «На веч­ную па­мять Кот­ля­рев­ско­му» (1895); 7 се­рий во­каль­ных и хо­ро­вых про­из­ве­де­ний «Му­зы­ка к "Коб­за­рю"» (все­го св. 80; 1868–1901). Сре­ди др. со­чи­не­ний: ор­ке­ст­ро­вая, ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ная, фп. му­зы­ка на укр. те­мы; кан­та­та «К 50-ле­тию смер­ти Шев­чен­ко» (cлова В. И. Са­мой­лен­ко, 1911); во­каль­ные про­из­ве­де­ния на сло­ва И. Фран­ко, Ле­си Ук­ра­ин­ки, М. П. Ста­риц­ко­го, А. Оле­ся, А. Миц­ке­ви­ча. Важ­ное ме­сто в укр. му­зы­ке за­ни­ма­ют его об­ра­бот­ки нац. фольк­ло­ра: для го­ло­са с фп. (1868–1911), для хо­ра (1886–1903) и др.

Имя Л. при­свое­но Харь­ков­ско­му те­ат­ру опе­ры и ба­ле­та, Львов­ской кон­сер­ва­то­рии.

Его сын Ос­тап Ни­ко­лае­вич Лы­сен­ко [1(13).7.1885, Ки­ев – 1.10.1968, там же], укр. му­зы­ко­вед. В 1930 окон­чил Муз.-дра­ма­тич. ин-т име­ни Н. В. Лы­сен­ко. Пре­по­да­вал в Львов­ской (1945–51) и Ки­ев­ской (1951–68, с 1967 до­цент) кон­сер­ва­то­ри­ях. Ав­тор книг, ста­тей, со­ста­ви­тель сб-ка ста­тей «М. В. Ли­сен­ко у спо­га­дах сучасникiв» (1968) и др.

Соч.: Збiрання творiв. Київ, 1950–1956. Т. 1–20; Лис­ти. Київ, 1964; Ха­рак­те­ри­сти­ка му­зы­каль­ных осо­бен­но­стей ук­ра­ин­ских дум и пе­сен, ис­пол­няе­мых коб­за­рем Ве­ре­са­ем. 2-е изд. К., 1978.

Лит.: Го­зен­пуд A. H. В. Лы­сен­ко и рус­ская му­зы­каль­ная куль­ту­ра. М., 1954; Лы­сен­ко О. М. Лы­сен­ко. М., 1960; Архiмович Л., Гор­дiй­чук M. M. В. Ли­сен­ко. 2-е изд. К., 1963; Ва­си­лен­ко З. I. Фольк­ло­ри­стич­на дiяльнiсть М. В. Ли­сен­ка. К., 1972; Кур­ковсь­кий Г. В. М. В. Ли­сен­ко – пiанiст-ви­ко­на­вець. К., 1973; Бу­лат Т. П. Н. Лы­сен­ко. К., 1981.

Вернуться к началу