Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЗЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 443-444

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МА́ЗЕЛЬ Лев (Лео) Аб­ра­мо­вич [13(26).5.1907, Кё­нигс­берг, ны­не Ка­ли­нин­град – 9.10.2000, Мо­ск­ва], рос. му­зы­ко­вед, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1966). В 1930 окон­чил ма­те­ма­тич. от­де­ле­ние фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-та МГУ и н.-и. от­де­ле­ние на­уч­но-ком­по­зи­тор­ско­го ф-та Моск. конс. Уче­ник А. Н. Алек­сан­д­ро­ва, М. В. Ива­но­ва-Бо­рец­ко­го, Г. Л. Ка­туа­ра. В 1931–67 (с пе­ре­ры­ва­ми) пре­по­да­вал в Моск. конс. (с 1939 проф., в 1936–41 зав. ка­фед­рой тео­рии му­зы­ки, в 1943–48 стар­ший на­уч. со­труд­ник н.-и. ка­би­не­та), в 1945–49 ра­бо­тал так­же в Гос. муз.-пе­да­го­гич. ин-те им. Гне­си­ных. Во вре­мя ан­ти­се­мит­ской кам­па­нии 1948 по борь­бе с «кос­мо­по­ли­тиз­мом» под­верг­ся рез­ким на­пад­кам в пе­ча­ти, в мар­те 1949 был уво­лен из всех уч­ре­ж­де­ний, где ра­бо­тал. В 1949–56 пре­по­да­вал в Ин-те во­ен. ди­ри­жё­ров (до 1953 зав. ка­фед­рой ис­то­рии му­зы­ки и ана­ли­за). Чл. ред­кол­ле­гии ж. «Со­вет­ская му­зы­ка» (1966–72), пе­рио­дич. сб. «Му­зы­ка и со­вре­мен­ность» (1967–69). Сре­ди уче­ни­ков – Е. Н. Абы­зо­ва, Э. Е. Алек­се­ев, Г. А. Бал­тер, Л. С. Дьяч­ко­ва, Ю. К. Ев­до­ки­мо­ва, В. В. Про­то­по­пов, Э. П. Фе­до­со­ва, В. Н. Хо­ло­по­ва, М. А. Яку­бов; И. Ра­че­ва (Бол­га­рия). Ав­тор ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щён­ных ме­ло­ди­ке [дис. «Ос­нов­ной прин­цип ме­ло­ди­ко-рит­ми­че­ской струк­ту­ры те­мы го­мо­фон­но-гар­мо­ни­че­ско­го скла­да. (К уче­нию о ме­ло­дии)», 1940; кн. «О ме­ло­дии», 1952], гар­мо­нии («Про­бле­мы клас­си­че­ской гар­мо­нии», 1972), муз. эс­те­ти­ке, муз. язы­ку и фор­ме, об­щим прин­ци­пам ху­дож. воз­дей­ст­вия му­зы­ки, во­про­сам сти­лей, ис­то­рии тео­рии му­зы­ки. Совм. с В. А. Цук­кер­ма­ном раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку «це­ло­ст­но­го ана­ли­за» (спец­курс «Ана­лиз му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний. Эле­мен­ты му­зы­ки и ме­то­ди­ка ана­ли­за ма­лых форм», 1967). Его учеб­ник «Строе­ние му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний» (1960) вы­дер­жал неск. из­да­ний.

Соч.: Опыт ис­сле­до­ва­ния зо­ло­то­го се­че­ния в му­зы­каль­ных по­строе­ни­ях в све­те об­ще­го ана­ли­за форм // Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние. 1930. № 2; Очер­ки по ис­то­рии тео­ре­ти­че­ско­го му­зы­коз­на­ния. М., 1934–1939. Вып. 1–2 (совм. с И. Я. Рыж­ки­ным); За­мет­ки о те­ма­тиз­ме и фор­ме в про­из­ве­де­ни­ях Бет­хо­ве­на ран­не­го и сред­не­го пе­рио­дов твор­че­ст­ва // Бет­хо­вен. Сб. ста­тей. М., 1971. Вып. 1; Ис­сле­до­ва­ния о Шо­пе­не. М., 1971; Ста­тьи по тео­рии и ана­ли­зу му­зы­ки. М., 1982; Этю­ды о Шос­та­ко­ви­че. М., 1986; Во­про­сы ана­ли­за му­зы­ки. 2-е изд. М., 1991; О при­ро­де и сред­ст­вах му­зы­ки. 2-е изд. М., 1991.

Лит.: От Люл­ли до на­ших дней: [сб. ста­тей к 60-ле­тию Ма­зе­ля]. М., 1967; Жи­то­мир­ский Д. Нау­ка и «тай­на му­зы­ки» // Со­вет­ская му­зы­ка. 1967. № 5; Му­зы­ка: ана­лиз и эс­те­ти­ка: [сб. ста­тей к 90-ле­тию Ма­зе­ля]. Пет­ро­за­водск; СПб., 1997; Жол­ков­ский А. Звез­ды и не­мно­го нерв­но. М., 2008.

Вернуться к началу