Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИТВИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 628

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛИТВИ́Н (Litvinne) Фе­лия Ва­силь­ев­на [наст. имя и фам. Фран­суа­за Жан­на Шютц (Schütz), в за­му­же­ст­ве Лит­ви­нова] [31.8(12.9).1861, по др. дан­ным, 1863, С.-Пе­тер­бург – 12.10.1936, Па­риж], рос. и франц. пе­ви­ца (дра­ма­тич. со­пра­но). С 14–15 лет жи­ла в Па­ри­же, учи­лась у Барт-Бан­де­ра­ли, с нач. 1880-х гг. у П. Ви­ар­до-Гар­сия; как опер­ная пе­ви­ца де­бю­ти­ро­ва­ла в 1884. В 1885–89 пе­ла в Же­не­ве, Бар­се­ло­не, Нью-Йор­ке, Брюс­се­ле, го­ро­дах Ита­лии. В 1890 впер­вые при­еха­ла на га­ст­ро­ли в Рос­сию; в моск. Боль­шом те­ат­ре де­бю­ти­ро­ва­ла в «Гу­гено­тах» Дж. Мей­ер­бе­ра (Ва­лен­ти­на), вы­сту­па­ла в пар­тии Юди­фи («Юдифь» А. Н. Се­ро­ва) – «ко­рон­ной» в её рус. ре­пер­туа­ре; пе­ла так­же в пе­терб. Ма­ри­ин­ском те­ат­ре, одес­ской Италь­ян­ской опе­ре. В 1892 уе­ха­ла во Фран­цию и до 1895 не вы­сту­па­ла (по на­стоя­нию му­жа ос­та­ви­ла сце­ну; вер­ну­лась в те­атр, по­лу­чив раз­вод). В 1897 со­вер­ши­ла тур­не по го­ро­дам США. В 1898 прие­ха­ла в Рос­сию в со­ста­ве нем. труп­пы, в 1899–1904 еже­год­но пе­ла в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре в опе­рах Р. Ваг­не­ра и «Фау­сте» Ш. Гу­но (Мар­га­ри­та), в 1903 по­лу­чи­ла зва­ние «со­ли­ст­ка Его Имп. Ве­ли­че­ст­ва». По при­гла­ше­нию С. П. Дя­ги­ле­ва уча­ст­во­ва­ла в Ис­то­ри­че­ских рус­ских кон­цер­тах (1907) и Рус­ских се­зо­нах (1909), где её парт­нё­ром был Ф. И. Ша­ля­пин. Про­дол­жа­ла га­ст­ро­ли­ро­вать в Рос­сии (1908), в круп­ней­ших опер­ных цен­трах Ев­ро­пы, в 1911 так­же в го­ро­дах Юж. Аме­ри­ки. В 1912–13 вновь в Рос­сии, пер­вая на рус. сце­не ис­пол­ни­ла пар­тии Изоль­ды, Кун­д­ри, Брун­гиль­ды («Три­стан и Изоль­да», «Пар­си­фаль», «Ги­бель бо­гов» Ваг­не­ра). Как ка­мер­ная пе­ви­ца уча­ст­во­ва­ла в кон­цер­тах ИРМО, в кон­цер­тах А. И. Зи­ло­ти, С. А. Ку­се­виц­ко­го, вы­сту­па­ла в ан­самб­ле с пиа­ни­ста­ми А. Кор­то, М. Лонг, К. Сен-Сан­сом, С. И. Та­нее­вым, А. Г. Ру­бин­штей­ном. По­след­ние спек­так­ли с уча­сти­ем Л. со­стоя­лись в 1915 (Мон­те-Кар­ло) и 1917 (Па­риж­ская опе­ра), по­след­нее вы­сту­п­ле­ние на ка­мер­ной сце­не – в 1924 (Па­риж). Л. об­ла­да­ла фе­но­ме­наль­ным по си­ле, под­виж­но­сти и диа­па­зо­ну го­ло­сом (от «соль» ма­лой до «ре» 3-й ок­та­вы), по­зво­ляв­шим ей ис­пол­нять пар­тии со­пра­но, мец­цо-со­пра­но и кон­траль­то (Кар­мен в од­но­им. опе­ре Ж. Би­зе, Да­ли­ла в опе­ре «Сам­сон и Да­ли­ла» Сен-Сан­са; все­го св. 40 пар­тий). Од­на из луч­ших пе­виц ваг­не­ров­ско­го ре­пер­туа­ра, уча­ст­во­ва­ла в Бай­рёйт­ском фес­ти­ва­ле. За­пи­сы­ва­лась на грам­пла­стин­ки.

С 1927 проф. кон­сер­ва­то­рии в Фон­тенб­ло. В раз­ные го­ды у неё со­вер­шен­ст­во­ва­лись И. А. Ал­чев­ский, Н. П. Ко­шиц и др.

На­гра­ж­де­на ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1927).

Соч.: Моя жизнь и мое ис­кус­ст­во. Л., 1967.

Вернуться к началу