Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕСЮЭ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 343

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛЕСЮЭ́Р, Ле­сю­ёр (Le Sueur, Lesueur) Жан Фран­суа (15.2.1760, Дрю­ка-Плесь­ель, близ Аб­ви­ля – 6.10.1837, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, муз. пи­са­тель, чл. Ака­де­мии ис­кусств (1815). Муз. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в цер­ков­ных певч. шко­лах Аб­ви­ля и Амь­е­на, а так­же под рук. аб­ба­та Н. Ро­за в Па­ри­же. Ру­ко­во­дил хо­ра­ми в со­бо­рах Ди­жо­на, Ле-Ма­на, Ту­ра, в 1786–87 воз­глав­лял ка­пел­лу со­бо­ра Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри. При­об­рёл из­вест­ность бла­го­да­ря кон­цер­там из собств. про­из­ве­де­ний, ко­то­рые уст­раи­вал в со­бо­ре; их по­вы­шен­ная экс­прес­сия и те­атраль­ная па­те­ти­ка вы­зва­ли на­ре­ка­ния цер­ков­ных вла­стей. Идеи ре­фор­мы цер­ков­ной му­зы­ки (уси­ле­ния её дра­ма­тич. изо­бра­зи­тель­но­сти, ис­поль­зо­ва­ния нар. ме­ло­дий) вы­ска­зал в кн. «От­чёт о му­зыке как та­ко­вой, о под­ра­жа­тель­ной и спе­ци­аль­ной для ка­ж­до­го тор­же­ст­ва» («Ex­posé d’une musique une, imitative et par­ti­cu­lière а̀ chaque solennité», 1787). Вы­ну­ж­ден­ный по­ки­нуть ка­пел­лу, Л. при­мкнул к ре­во­лю­ци­он­но на­стро­ен­ным па­риж­ским му­зы­кан­там. С 1793 проф., за­тем ин­спек­тор Нац. муз. ин-та (с 1795 кон­сер­ва­то­рия). Вме­сте с Э. Ме­гю­лем, Ф. Гос­се­ком, Ш. Ка­те­лем со­став­лял учеб­ные по­со­бия по муз.-тео­ре­тич. дис­ци­п­ли­нам. Соз­дал ряд хо­ро­вых со­чи­не­ний для мас­со­вых празд­неств: «Песнь три­ум­фов Фран­цуз­ской рес­пуб­ли­ки», «Гимн 9 тер­ми­до­ра», «Песнь 1 ван­демь­е­ра IX го­да» (для 4 хо­ров) и др. В пе­ри­од кон­суль­ст­ва Бо­на­пар­та ото­шёл от кон­сер­ва­то­рии, на­па­дал в пе­ча­ти на её дея­те­лей. Став при­двор­ным ка­пель­мей­сте­ром На­по­ле­о­на I, от­стаи­вал рес­тав­ра­цию цер­ков­ных певч. школ; соз­дан­ные ра­нее пес­ни и гим­ны пе­ре­де­лы­вал для церк­ви или в про­слав­ле­ние им­пе­ра­то­ра. В 1818–37 сно­ва ра­бо­тал в кон­сер­ва­то­рии. Cреди уче­ни­ков – Г. Бер­ли­оз, Ш. Гу­но, А. То­ма. В чис­ле 9 его опер – об­ра­зец «опе­ры спа­се­ния» «Пе­ще­ра, или Рас­кая­ние» (по эпи­зо­ду из ро­ма­на «Жиль Блаз» А. Р. Ле­са­жа, 1793, те­атр «Фей­до», Па­риж), «Поль и Вир­ги­ния, или Храм доб­ро­де­те­ли» (1794), муз. тра­ге­дии «Те­ле­мах на ост­ро­ве Ка­лип­со, или Триумф муд­ро­сти» (1796), «Три­умф Трая­на» (1807), «Смерть Ада­ма» (по Ф. Г. Клоп­што­ку, 1809). Наи­боль­ший ус­пех име­ла ге­рои­ко-эпич. опе­ра «Ос­си­ан, или Бар­ды» (1804, Па­риж­ская опе­ра), пред­вос­хи­тив­шая опер­ный ро­ман­тизм. Сре­ди ду­хов­ных про­из­ве­де­ний Л. – 33 мес­сы, ора­то­рии, мо­те­ты.

Соч.: Notice sur la mélopée, la rhytmopée et les grands caractères de la musique ancienne. P., 1793; Project d’un plan général de l’inst­ruc­tion musicale en France. P., [1801].

Лит.: Ра­ди­ге А. Фран­цуз­ские му­зы­кан­ты эпо­хи Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. М., 1934; Бер­ли­оз Г. Ме­муа­ры. 2-е изд. М., 1967; Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка Фран­ции XIX в. / Сост. Е. Ф. Брон­фин. М., 1974; Catalogue théma­tique de l’œuvre du compositeur J.-F. Le Sueur / Ed. J. Mongrédien. N. Y., 1980; Mon­grédien J. J.-F. Le Sueur: contribution а l’étude d’un demi-siècle de musique fran­çaise (1780–1830). Berne, 1980. Vol. 1–2.

Вернуться к началу