Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕГА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 136

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

ЛЕГАР (Lehár) Франц (Ференц; Франц Кристиан) [30.4.1870, Коморн, ныне Комарно/Комаром (на территории Словакии и Венгрии) – 24.10.1948, Бад-Ишль, Австрия], австр. композитор и дирижёр. Гл. представитель т. н. новой венской оперетты. Сын воен. капельмейстера и комп. Франца Легара (1838–98). В 1882–1888 учился в Парижской конс. по классам скрипки А. Бенневица и муз. теории Й. Б. Фёрстера, брал уроки композиции у З. Фибиха. С 1888 скрипач и дирижер в Гор. театре Бармен-Эльберфельда (ныне Вупперталь). В 1890-1902 полковой воен. капельмейстер (в 1890 и 1899–1902 в Вене, в 1898 в Будапеште). Получил известность как автор воен. маршей (всего ок. 50), вальсов (всего 65, в т. ч. «Золото и серебро», 1899), оркестровых переложений нар. песен и танцев. Первое поставленное сценич. произведение (всего более 40 сочинений для сцены, из них св. 30 оперетт) – лирич. опера «Кукушка»(1896, Лейпциг; 2-я редакция под назв «Татьяна», 1905, Брюнн) на сюжет из рус. жизни с использованием рус. фольклора. Выйдя в 1902 году в отставку, жил в Вене, дирижировал в парке «Венеция в Вене» и в «Театер ан дер Вин», на сцене которого до 1923 с ошеломляющим успехом ставились оперетты Л., быстро ставшие классикой жанра. Особую популярность завоевала оперетта  «Весёлая вдова» (1905; в 1906 пост. в С.-Петербурге). К 1910 Л. стал одим из наиболее известных композиторов своего времени. Оперетты, написанные Л. до сер. 1920-х гг., ставились на рус. и сов. сцене. Во время 1-й мировой войны сочинял патриотич. марши, ряд которых посвятил М. Хорти, вокальные циклы («Из железного времени»; Л. – автор ок. 100 песен), инструментальные произведения (симфонич. поэма «Лихорадка», 1917), выступал с концертами в войсках и др. После 1918 продолжал сочувствовать австр.-венг. монархистам. В 1920 – нач. 1930-х гг. жил гл. обр. в Берлине, сочинял оперетты (в т. ч. для постановок во Франции и Италии), дирижировал, выступал на радио, писал музыку к фильмам («Жил-был вальс», 1932, и др.).

В опе­рет­тах «Граф фон Люк­сем­бург» (1909), «Ева, или Фаб­рич­ная дев­чон­ка» (1911), «Иде­аль­ная суп­ру­га» (1913; все – Ве­на), «Там, где жа­во­ро­нок по­ёт» (1918, Бу­да­пешт и Ве­на), «Го­лу­бая ма­зур­ка» (1920, Ве­на) и др., на­пи­сан­ных до 1920 (либ­рет­ти­сты В. Ле­он, Р. Бо­данц­ки, А. М. Виль­нер), со­хра­ня­лись тра­диц. ко­ме­дий­ность, тан­це­валь­ность (ис­поль­зо­ва­ны вальс, кан­кан, поль­ка, чар­даш, тан­го), сен­ти­мен­таль­ный ли­ризм. Фольк­лор­ный эле­мент Л. ор­га­нич­но со­че­тал с лейт­мо­тив­ной тех­ни­кой, слож­ной сим­фо­нич. струк­ту­рой, с им­прес­сио­ни­стич­но­стью муз. язы­ка. В опе­рет­тах «Цы­ган­ская лю­бовь» (1910, Ве­на), «На­ко­нец од­ни!» (1914; 2-я ред. под назв. «Мир пре­кра­сен!», 1930; Ве­на) про­яви­лось тя­го­те­ние ком­по­зи­то­ра к эс­те­ти­ке ро­ман­тич. опе­ры. В 1920-е гг. Л. соз­дал «гру­ст­ные» опе­рет­ты без счаст­ли­во­го фи­на­ла (т. н. ле­га­риа­ды), по дра­ма­тич. на­сы­щен­но­сти вы­хо­дя­щие за пре­де­лы раз­вле­кат. жан­ра: «Ца­ре­вич» (1927, Бер­лин; о сы­не Пет­ра I), «Жёл­тая коф­та» (1923, Ве­на; 2-я ре­дак­ция под назв. «В стра­не улы­бок», 1929, Бер­лин), «Па­га­ни­ни» (1925), «Фри­де­ри­ка» (1928, о юно­ше­ской люб­ви И. В. Гё­те; обе – Бер­лин). По муз. дра­ма­тур­гии и язы­ку они близ­ки опе­рам Дж. Пуч­чи­ни, с ко­то­рым Л. свя­зы­ва­ла друж­ба; гл. пар­тии соз­да­ва­лись для опер­ных пев­цов (в т. ч. для Р. Тау­бе­ра). Ме­ло­дра­ма­тич. па­фо­сом от­ли­ча­ет­ся по­след­няя «ле­га­риа­да» – «Джу­дит­та» (1934, Вен­ская гос. опе­ра).

В 1935 Л. ос­но­вал в Ве­не муз. изд-во «Glocken Verlag». По­сле ан­шлю­са (1938) он ос­тал­ся в Ве­не в не­ко­то­рой изо­ля­ции: мно­гие его со­труд­ни­ки эмиг­ри­ро­ва­ли, в конц­ла­ге­рях по­гиб­ли либ­рет­ти­сты Ф. Грюн­ба­ум и Ф. Лё­нер-Бе­да, а Л. был объ­яв­лен «куль­тур­ной гор­до­стью» Третье­го рей­ха (ис­пол­не­ние его про­из­ве­де­ний бы­ло «ре­ко­мен­до­ва­но» Мин-вом про­па­ган­ды, Л. уча­ст­во­вал во мно­гих офиц. ме­ро­прия­ти­ях, кон­цер­тах для вер­мах­та и др.). В 1943 ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­рой опе­ры «Бро­дя­чий пе­вец» (ре­дак­ция опе­рет­ты «Цы­ган­ская лю­бовь», на венг. яз.) в Ко­ро­лев­ской опе­ре Бу­да­пеш­та. В 1946–1947 жил в Швей­ца­рии.

Мно­го­числ. зву­ко­за­пи­си, св. 60 эк­ра­ни­за­ций.

Лит.: Grun B. Gold und Silber. F. Lehár und seine Welt. Münch.; W., 1970; Вла­ди­мир­ская А. Ф. Ле­гар. Л., 1981; Трау­берг Л. Ле­гар // Трау­берг Л. Ж. Оф­фен­бах и дру­гие. М., 1987; Marten Ch. Die Operette als Spiegel der Ge­sell­schaft: F. Lehárs «Die Lustige Witwe». Fr./M. u. a., 1988; Frey S. F. Lehár oder das schlechte Gewissen der leichten Musik. Tüb., 1995; idem. Was sagt ihr zu diesem Erfolg: F. Lehár und die Unterhaltungsmusik des 20. Jahrhunderts. Fr./M. 1999; Endler F. Im­mer nur lächeln... F. Lé­har, sein Leben, sein Werk. Münch., 1998; Linke N. F. Lehár. Rein­bek bei Hamburg, 2001; Mayer A. F. Lehár: Die lustige Witwe. Der Ernst der leichten Muse. W., 2005.

Вернуться к началу