Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАПИ́ЦКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 703

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Дюкина

ЛАПИ́ЦКИЙ (псевд. Ми­хай­лов) Ио­сиф Ми­хай­ло­вич [16(28).1.1876, дер. Гап­це­ви­чи Бо­ри­сов­ско­го у. Мин­ской губ. – 5.11.1944, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр муз. те­ат­ра, об­ществ. дея­тель, засл. арт. РСФСР (1936). В 1897 окон­чил Уч-ще пра­во­ве­де­ния в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1903 де­бю­ти­ро­вал в МХТ. В 1903–06 ре­жис­сёр Опер­но­го те­ат­ра Со­ло­дов­ни­ко­ва. В 1906–1908 ре­жис­сёр, в 1921, 1924–25, 1927–29 ди­рек­тор и ре­жис­сёр моск. Боль­шо­го те­ат­ра; на этой сце­не осу­ще­ст­вил пер­вые моск. по­ста­нов­ки опер «Ка­мен­ный гость» А. С. Дар­го­мыж­ско­го (в ре­дак­ции и ин­ст­ру­мен­тов­ке Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, 1906), «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ки­те­же» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1908), по­ста­вил так­же опе­ры «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го (1928), «Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры» Р. Ваг­не­ра (1929) и др. Ор­га­ни­за­тор (1912), ди­рек­тор и худ. рук. Те­ат­ра муз. дра­мы (С.-Пе­тер­бург), с ко­то­рым свя­зан рас­цвет дея­тель­но­сти Л.; сре­ди по­ста­но­вок: «Кар­мен» Ж. Би­зе (1913), «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го, «Сне­гу­роч­ка» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (обе 1914), «Аи­да» Дж. Вер­ди, «Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни (обе 1915), «Ио­лан­та» Чай­ков­ско­го, «Пар­си­фаль» Ваг­не­ра (обе 1916). В 1920–22 ра­бо­тал в Мо­ск­ве в кол­ле­гии Цен­тро­те­ат­ра, был ре­жис­сё­ром моск. Те­ат­ра муз. дра­мы. В 1924 впер­вые в СССР по­ста­вил опе­ру «Са­ло­мея» Р. Штрау­са на сце­не Гос. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та в Пет­ро­гра­де (быв. Ма­ри­ин­ский). Один из ор­га­ни­за­то­ров Укр. гос. сто­лич­ной опе­ры в Харь­ко­ве (1925; в 1938–39 ру­ко­во­ди­тель это­го те­ат­ра). В 1939–43 худ. рук. До­нец­ко­го рус. муз. те­ат­ра. В 1930–37 ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик на моск. ра­дио. Ав­тор ста­тей о ре­фор­ме опер­но­го те­ат­ра.

Лит.: Кры­жиц­кий Г. Ре­жис­сер­ские порт­ре­ты. М.; Л., 1928.

Вернуться к началу