Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЛА́ССО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 738

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Рукопись «Покаянных псалмов Давида» О. ди Лассо с его портретом работы Г. Милиха. 1571. Баварская государственная библиотека (Мюнхен).

ЛА́ССО (Lasso) Ор­лан­до ди (Ро­лан де Лас­сю, de Las­sus) (ок. 1532, Монс, пров. Эно, ны­не в Бель­гии – 14.6.1594, Мюн­хен, Гер­ма­ния), фран­ко-флам. ком­по­зи­тор. В нач. 1540-х гг. пев­чий у кон­до­тье­ра Фер­ран­те Гон­за­ги в Ни­дер­лан­дах, в 1545 пред­поло­жи­тель­но по­сле­до­вал за ним в Ита­лию (Ман­туя, Па­лер­мо, Ми­лан, Не­аполь), где на­пи­сал свои пер­вые со­чи­нения в «италь­ян­ской» ма­не­ре. В 1553 ка­пель­мей­стер со­бо­ра Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но в Ри­ме. В 1554 вер­нул­ся в Ни­дер­лан­ды, где, воз­мож­но, со­труд­ни­чал с Т. Су­за­то (по­след­ний в 1555 осу­ще­ствил боль­шую пуб­ли­ка­цию со­чи­не­ний Л. под op. 1). С 1556 жил в Мюн­хе­не, был при­двор­ным пев­чим (те­нор), с 1563 капель­мей­стер при ба­вар­ском дво­ре. За по­след­ние 30 лет жиз­ни со­вер­шил мно­го­числ. за­гра­нич­ные по­езд­ки, в т. ч. в Че­хию, Ав­ст­рию, Фран­цию, Ита­лию; по­езд­ка в 1585 в Фер­ра­ру, центр муз. но­ва­тор­ст­ва то­го вре­ме­ни, не ока­за­ла влия­ния на муз. стиль Л. Бла­го­да­ря его ак­тив­ной проф. дея­тель­но­сти Мюн­хен при­об­рёл ре­пу­та­цию од­но­го из круп­ней­ших муз. цен­тров Ев­ро­пы.

Творч. на­сле­дие Л. ог­ром­но, его ху­дож. зна­чи­мость (мн. со­чи­не­ния бы­ли за­каз­ны­ми) в пол­ном объ­ё­ме ещё не оце­не­на. Л. ра­бо­тал ис­клю­чи­тель­но в во­каль­ных жан­рах, на­пи­сал св. 60 месс (мес­сы-па­ро­дии на шан­сон, мо­те­ты и мад­ри­га­лы Я. Ар­ка­дель­та, А. Вил­лар­та, Н. Гом­бер­та, Дж. Па­ле­ст­ри­ны, К. де Ро­ре, К. Сер­ми­зи, а так­же на соб­ст­вен­ные шан­сон и мо­те­ты), ре­к­ви­ем, 4 цик­ла «стра­стей» (по всем еван­ге­ли­ям), оф­фи­ций Стра­ст­ной не­де­ли (осо­бен­но зна­чи­мы рес­пон­со­рии ут­ре­ни Ве­ли­ко­го чет­вер­га, Ве­ли­кой пят­ни­цы и Ве­ли­кой суб­бо­ты), бо­лее 100 маг­ни­фи­ка­тов, гим­ны, фо­бур­до­ны, ок. 150 франц. шан­сон (особой популяр­но­стью в 16 в. пользовалась шансон на тему биб­лей­ской ис­то­рии о Су­сан­не «Од­на­ж­ды Су­сан­на», «Susanne un jour»), итал. (вил­ла­нел­лы, мо­ре­ски, кан­цо­ны) и нем. (св. 140) пес­ни, ок. 250 мад­ри­га­лов. На про­тя­же­нии всей жиз­ни Л. пи­сал мо­те­ты (все­го св. 750, в это чис­ло вхо­дят и мо­тет­ные цик­лы) на лат. тек­сты пре­им. ду­хов­но­го со­дер­жа­ния, пред­на­зна­чен­ные как для цер­ков­но­го оби­хо­да, так и для свет­ско­го при­ме­не­ния (ди­дак­тич. мо­те­ты, це­ре­мо­ни­аль­ные мо­те­ты «на слу­чай» и др.). Круп­ней­шая пуб­ли­ка­ция мо­те­тов под назв. «Mag­num opus mu­sicum» осу­ще­ст­в­ле­на по­смерт­но (1604).

Твор­че­ст­во Л. пред­став­ля­ет со­бой слож­ный, ино­гда эк­лек­тич­ный, сплав итал. и фран­ко-флам. сти­ле­вых иди­ом и форм. Безу­преч­но вла­дев­ший кон­тра­пунк­ти­че­ской тех­ни­кой, Л. внёс вклад и в ис­то­рию гар­мо­нии: так, в «Про­ро­че­ст­вах си­вилл» («Prophetiae Sib­yl­larum», 1550-е гг.) он соз­дал собств. экс­пе­рим. мо­дель «хро­ма­ти­че­ско­го» итал. сти­ля. В це­лом, од­на­ко, он при­дер­жи­вал­ся мо­даль­ной сис­те­мы на ос­но­ве 8 ла­дов («то­нов») гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла. Для Л. ха­рак­тер­на де­таль­ней­шая муз. раз­ра­бот­ка тек­стов на раз­ных язы­ках, как бо­го­слу­жеб­ных, так и сво­бод­но со­чи­нён­ных. Серь­ёз­но­стью, дра­ма­тиз­мом кон­цеп­ции и зна­чит. про­тя­жён­но­стью от­ли­ча­ют­ся цикл 7-го­лос­ных ду­хов­ных мад­ри­га­лов «Слё­зы св. Пет­ра» (изд. 1595) и «По­ка­ян­ные псал­мы Да­ви­да» (ру­ко­пись 1571 в фор­ма­те ин-фо­лио ук­ра­ше­на ил­лю­ст­ра­ция­ми Г. Ми­ли­ха, пре­дос­тав­ляю­щи­ми цен­ный ико­но­гра­фич. ма­те­ри­ал о жиз­ни ба­вар­ско­го дво­ра). Вме­сте с тем ком­по­зи­тор не чу­ж­дал­ся юмо­ри­стич. мо­ти­вов; напр., в шан­сон «Раз­да­ёт­ся на пи­рах пи­тие в трёх ли­цах» («Fer­tur in con­vi­vi­is vinus, vina, vinum») пе­ре­ска­зы­ва­ет­ся ане­к­дот из жиз­ни ва­ган­тов; в зна­ме­ни­той пес­не «Ma­tona mia cara» нем. сол­дат по­ёт лю­бов­ную се­ре­на­ду, ко­вер­кая итал. сло­ва; в гим­не «Ut queant laxis», ис­поль­зо­вав­шем­ся в ка­че­ст­ве ос­но­вы соль­ми­за­ции, ими­ти­ру­ет­ся не­ук­лю­жее соль­фед­жи­ро­ва­ние. Ряд яр­ких ко­рот­ких пе­сен на­пи­сан на весь­ма лег­ко­мыс­лен­ные сти­хи (не­ко­то­рые из них, осо­бен­но мо­ре­ски, со­дер­жат об­сцен­ную лек­си­ку).

Изд.: Leucht­mann H., Schmid B. O. di Las­so. Seine Werke in zeit­genössischen Drucken, 1555–1687. Kas­sel; N. Y., 2001. Bd 1–3.

Лит.: Bor­ren C. van den. O. de Las­sus. 3 éd. P., 1930; Leucht­mann H. Die mu­si­kalische Wort­aus­deu­tun­gen in den Mo­tet­ten des Mag­num opus mu­sicum von O. di Lasso. Stras­bourg, 1959; Meier B. Die Tonarten der klas­sischen Vo­kal­polypho­nie. Utrecht, 1974; Gross H.-W. Klan­gli­che Struk­tur und Klangverhält­nis in Mes­sen und lateinischen Mo­tet­ten O. di Las­sos. Tutzing, 1977; Leucht­mann H., Hell H. O. di Lasso: Mu­sik der Ren­ais­sance am Münch­ner Fürsten­hof. Wies­baden, 1982; Roche J. Las­sus. L.; N. Y., 1982; Or­lich R. Die Paro­di­e­mes­sen von O. di Lasso. Münch., 1985; Erb J. O. di Las­so: A guide to re­search. N. Y.; L., 1990; O. di Las­so stud­ies / Ed. by P. Ber­qquist. Camb., 1999; Баш­ка­но­ва Е. О чем по­ет Ку­ку­ру­ку // Ста­рин­ная му­зы­ка: Прак­ти­ка. Аран­жи­ров­ка. Ре­кон­ст­рук­ция. М., 1999; Лы­жов Г. И. Му­зы­каль­но-ри­то­ри­че­ское про­чте­ние слов в мо­те­тах О. ди Лас­со // Му­зы­ка и сло­во. М., 2008. Вып. 2.

Вернуться к началу