Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КСИЛОФО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 189

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото В. А. Косарева Современный ксилофон.

КСИЛОФО́Н (от кси­ло... и ...фон), муз. ин­ст­ру­мент, удар­ный идио­фон. Со­сто­ит из на­бо­ра де­рев. бру­сков, рас­по­ло­жен­ных в оп­ре­де­лён­ном по­ряд­ке. От дли­ны и тол­щи­ны бру­ска, плот­но­сти и уп­ру­го­сти дре­ве­си­ны за­ви­сят вы­со­та и ка­че­ст­во зву­ка. Зву­ча­ние уси­ли­ва­ют ре­зо­на­то­ры, за­кре­п­лён­ные под бру­ска­ми. В тра­диц. куль­ту­ре ря­да на­ро­дов Азии и Аф­ри­ки су­ще­ст­ву­ют К., у ко­то­рых силь­но раз­нят­ся ко­ли­че­ст­во бру­сков, их фор­ма и раз­мер; встре­ча­ют­ся К. из бам­бу­ка; ре­зо­на­то­ра­ми мо­гут слу­жить по­лые вы­су­шен­ные ты­к­вы, скор­лу­па ко­ко­со­во­го оре­ха, бам­бу­ко­вые труб­ки и др. Звук из­вле­ка­ют уда­ра­ми па­ло­чек. Во мно­гих куль­ту­рах К. – об­ря­до­вый и це­ре­мо­ни­аль­ный ин­ст­ру­мент. К. вхо­дят в со­став ин­до­нез. га­ме­ла­на; ан­самб­ле­вая кси­ло­фон­ная му­зы­ка клас­сич. тра­ди­ции рас­про­стра­не­на в Юж. Аф­ри­ке.

В Ев­ро­пе К. поя­вил­ся при­бли­зи­тель­но в 15 в., сто­ле­тия­ми со­хра­нял­ся в нар. куль­ту­ре Вост. Ев­ро­пы (напр., до сер. 20 в. встре­чал­ся в Бе­ло­рус­сии). С нач. 19 в. ис­поль­зу­ет­ся в сим­фо­нич. ор­ке­ст­ре. До сер. 20 в. бы­ла рас­про­стра­не­на 4-ряд­ная раз­но­вид­ность К., в ко­то­рой бру­ски (все­го 41) скре­п­ле­ны шну­ра­ми в вер­ти­каль­ные ря­ды, об­ра­зуя су­жаю­щую­ся квер­ху ре­шёт­ку (для иг­ры рас­кла­ды­ва­ет­ся на сто­ле).

Совр. ор­ке­ст­ро­вый К. име­ет ок. 50 бру­сков, рас­по­ло­жен­ных в 2 ря­да (по­доб­но фп. кла­виа­ту­ре) на ра­ме, ко­то­рая ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на спец. сто­ли­ке-под­став­ке. Диа­па­зон ок. 4 ок­тав (от «до» 1-й ок­та­вы). В ка­че­ст­ве ре­зо­на­то­ров ис­поль­зу­ют­ся ме­тал­лич. труб­ки. Об­ла­да­ет су­хим, ост­рым, щёл­каю­щим зву­ком. Об­ласть при­ме­не­ния в ор­ке­ст­ре – гл. обр. про­грамм­ная му­зы­ка с ха­рак­тер­ной для неё кра­соч­но­стью зву­ча­ния, зву­ко­изо­бра­зи­тель­но­стью. Об­ла­дая бо­га­ты­ми тех­нич. воз­мож­но­стя­ми, К. всё ча­ще ис­поль­зу­ет­ся как соль­ный и ан­самб­ле­вый ин­ст­ру­мент. Во 2-й пол. 20 в. воз­ник­ли раз­но­вид­но­сти К., осн. раз­личие ме­ж­ду ко­то­ры­ми – диа­па­зон зву­ча­ния: ма­рим­ба­фон, на­зы­вае­мый так­же ма­рим­ба (от «до» ма­лой ок­та­вы); кси­ло­рим­ба (от «до» боль­шой ок­та­вы).

Вернуться к началу