Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИСТО́ФОРИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 64

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КРИСТО́ФОРИ (Cristofori) Бар­то­ло­мео (4.5.1655, Па­дуя – 27.1.1732, Фло­рен­ция), итал. мас­тер муз. ин­ст­ру­мен­тов, изо­бре­та­тель. О ран­них эта­пах его карь­е­ры дос­то­вер­ных све­де­ний нет. С 1688 ра­бо­тал во Фло­рен­ции при дво­ре гер­цо­га Фер­ди­нан­до Ме­ди­чи, с 1716 стал хра­ни­те­лем кол­лек­ции муз. ин­ст­ру­мен­тов гер­цо­га Ко­зи­мо Ме­ди­чи. Са­мый зна­ме­ни­тый итал. кла­ве­син­ный мас­тер, соз­дал ав­тор­ские мо­де­ли кла­ве­си­на: «оваль­ный спи­нет» (1688); «спи­нет­то­не» (ок. 1700; для иг­ры в ор­ке­ст­ре) в фор­ме кры­ло­вид­но­го спи­не­та (с 2 ря­да­ми струн; со­еди­нял зву­ко­вую мощь и тем­бро­вое бо­гат­ст­во кла­ве­си­на с ком­пакт­но­стью спи­не­та). Не позд­нее 1700 изо­брёл мо­ло­точ­ко­вое фор­те­пиа­но [ав­тор­ское назв. од­ной из пер­вых мо­де­лей – «gravicembalo col pi­ano e forte» («кла­ве­син с ти­хим и гром­ким зву­ком»)]. Изо­бре­те­ние фп. ме­ха­ни­ки от­кры­ло но­вый этап в ис­то­рии муз. ин­ст­ру­мен­та­рия. Но­во­вве­де­ние К., опи­сан­ное Ш. Маф­феи (в «Giornale dei lette­rati d’Italia», 1711), по­слу­жи­ло ос­но­вой для экс­пе­рим. ин­ст­ру­мен­тов нем. мас­те­ра Г. Зиль­бер­ма­на (ок. 1725 усо­вер­шен­ст­во­вал фп. ме­ха­ни­ку К., бла­го­да­ря че­му она по­лу­чи­ла прак­тич. при­ме­не­ние). Пер­вые про­из­ве­де­ния для но­во­го ин­ст­ру­мен­та соз­дал ра­бо­тав­ший при исп. дво­ре итал. ком­по­зи­тор Л. Джу­сти­ни (12 со­нат, 1732).

Лит.: Montanari G. B. Cristofori: a list and historical survey of his instruments // Early Mu­sic. 1991. Vol. 19. № 3; Restle K. B. Cris­tofori und die Anfänge des Hammerklaviers. Münch., 1991; Pollens S. The early pianoforte. Camb., 1995; Kottick E. L., Lucktenberg G. Early key­board instruments in European museums. Bloomington, 1997. См. так­же лит. при ста­тьях Кла­ве­син, Фор­те­пиа­но.

Вернуться к началу