Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРА́УС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 655

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

КРА́УС (Krauss) Кле­менс (31.3.1893, Ве­на – 16.5.1954, Ме­хи­ко; по­хо­ро­нен в Эр­валь­де, Ав­ст­рия), австр. ди­ри­жёр, пиа­нист. В 1912 окон­чил Вен­скую ака­де­мию му­зы­ки и сце­нич. иск-ва (иг­ре на фп. учил­ся у Х. Райн­холь­да, муз. тео­рии – у Р. Хой­бер­ге­ра и Г. Гре­де­не­ра); пре­пода­вал дири­жи­ро­ва­ние там же (проф. с 1923). Де­бю­ти­ро­вал как опер­ный ди­ри­жёр в 1913 в Гор. те­атре Брюн­на (ны­не Брно; «Царь и плот­ник» А. Лор­цин­га), ра­бо­тал в Ри­ге (1913–14), Нюрн­бер­ге (1915–16). Кон­церт­ную дея­тель­ность на­чал в Штет­ти­не (ны­не Ще­цин) в 1916–21. В 1922–1924 ди­ри­жёр (по при­гла­ше­нию Ф. Шаль­ка), в 1929–34 ди­рек­тор Вен­ской гос. опе­ры. Ис­пы­тал влия­ние А. Ни­ки­ша и Р. Штрау­са (с ко­то­рым К. свя­зы­ва­ли дру­же­ские от­но­ше­ния). С 1930 ди­ри­жёр (с 1952 по­чёт­ный – по­жиз­нен­но) Вен­ско­го фи­лар­монич. ор­ке­ст­ра; ус­та­но­вил тра­ди­цию Вен­ских но­во­год­них фи­лар­мо­нич. кон­цер­тов (с 1939). Ру­ко­во­дил опер­ны­ми по­ста­нов­ка­ми во Франк­фур­те-на-Май­не (1924–29), в Не­мец­кой гос. опе­ре в Бер­ли­не (1929–36), Ба­вар­ской гос. опе­ре в Мюн­хе­не (1937–44; с 1938 муз. рук.). С 1929 уча­ст­во­вал в Зальц­бург­ском фес­ти­ва­ле (с 1938 муз. рук.), где с ус­пе­хом вы­сту­пил и в ка­че­ст­ве ре­жис­сё­ра («Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та, 1943). Га­ст­ро­ли­ро­вал в раз­ных стра­нах, в т. ч. с 1928 в СССР. С 1939 ру­ко­во­ди­тель гос. выс­шей муз. шко­лы «Мо­цар­те­ум» в Зальц­бур­ге (по­лу­чи­ла дан­ный ста­тус бла­го­да­ря К.). В 1945–47 га­ст­ро­ли­ро­вал в Юго­сла­вии, Ита­лии, Лат. Аме­ри­ке, с 1947 вновь в Ав­ст­рии, с 1949 в ФРГ. Осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку тет­ра­ло­гии «Коль­цо ни­бе­лун­га» Р. Ваг­не­ра на Бай­рёйт­ском фес­ти­ва­ле (1953).

Про­сла­вил­ся как опер­ный ди­ри­жёр, гл. обр. как не­пре­взой­дён­ный ин­тер­пре­та­тор Р. Штрау­са; ди­ри­жи­ро­вал пре­мье­ра­ми его опер «Ара­бел­ла» (1933, Дрез­ден; 2-я ред., 1939, Мюн­хен), «Еле­на Еги­пет­ская» (вен­ская ре­дак­ция, 1933), «День ми­ра» (1938, Мюн­хен), «Ка­прич­чио» (1942, Мюн­хен; либр. Р. Штрау­са и К.), «Лю­бовь Да­наи» (1952, Зальц­бург). Ис­пол­нял со­чи­не­ния Р. Штрау­са в кон­цер­тах (в т. ч. вме­сте со сво­ей же­ной, пе­ви­цей В. Ур­су­ляк). Под упр. К. со­стоя­лась 1-я в Ав­ст­рии по­ста­нов­ка опе­ры «Воц­цек» А. Бер­га (1930, Ве­на). Из­вес­тен так­же как ис­пол­ни­тель опер Р. Ваг­не­ра, В. А. Мо­цар­та, Дж. Вер­ди и Дж. Пуч­чи­ни, опе­ретт И. Штрау­са. Дис­ко­гра­фия вклю­ча­ет (кро­ме опер) сим­фо­нич. со­чи­не­ния Й. Гайд­на, Л. ван Бет­хо­ве­на, Ф. Шу­бер­та, И. Брам­са, А. Брук­не­ра, ора­то­рии Г. Ф. Ген­де­ля.

Соч.: R. Strauss – C. Krauss: Briefwechsel. Gesamtausgabe. Tutzing, 1997.

Лит.: Gregor J. C. Krauss. W., 1953; Scan­zoni S., Kende G. K. Der Prinzipal. C. Kra­uss: Fakten, Vergleiche, Rückschlüsse. Tut­zing, 1988; Kende G. K. C. Krauss: in me­mo­ri­am. W., 1993.

Вернуться к началу