КОНЧЕ́РТО ГРО́ССО
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНЧЕ́РТО ГРО́ССО (итал. concerto grosso, букв. – большой концерт), разновидность оркестрового концерта. Характерна для музыки барокко. Общий исполнительский состав К. г., называемый тутти (итал. tutti, букв. – все), включает нескольких солистов – кончертино (итал. concertino) – и группу др. музыкантов, которых обычно называют рипьено (итал. ripieno). Состав кончертино мог быть различным (обычно 2 скрипки и виолончель, которую, как правило, поддерживал клавесин, исполнявший партию бассо континуо). Фрагменты, исполняемые группой солистов, контрастно сопоставляются с фрагментами, исполняемыми полным составом оркестра. Тенденция к трактовке оркестра в духе К. г. появилась ещё в 1660–70-е гг. в творчестве А. Страделлы (вступительные «симфонии» к его кантатам и серенатам). Классич. образцы К. г. – в творчестве А. Корелли (12 concerti grossi op. 6, написаны в кон. 17 в., опубл. в 1714), Дж. Торелли, А. Вивальди, Ф. Джеминиани, П. Локателли, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана и др. композиторов. Произведения с признаками К. г. не всегда обозначались этим термином, авторы нередко обходились лишь общим жанровым наименованием – «сoncerto». В строении цикла преобладает 4-частная структура с медленными нечётными и оживлёнными, динамичными чётными частями (как и в сонатах того времени); I часть, как правило, написана в т. н. ритурнельной форме (см. Концертная форма).
После десятилетий необычайной популярности в сер. 18 в. жанр К. г. исчез из активной композиторской практики. Интерес к нему возродился в 20 в. (Б. Мартину, Э. Кшенек, Э. Тамберг, А. Г. Шнитке).