Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 719

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОН Юзеф (Юзеф Аль­берт) Гей­ма­но­вич (17.3.1920, Кра­ков – 12.11.1996, Пет­ро­за­водск), рос. му­зы­ко­вед, пе­да­гог, засл. де­ят. ис­кусств Ка­рел. АССР (1980). Д-р ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1988). Учил­ся в Вар­шав­ском ун-те (1938–39), Львов­ской (1940–41), Ле­нингр. (в эва­куа­ции) кон­сер­ва­то­ри­ях. В 1948 окон­чил ис­то­ри­ко-тео­ре­тич. ф-т Таш­кент­ской конс. В 1947–1949 на­уч. со­труд­ник Ин-та ис­кус­ст­во­зна­ния Узб. ССР, пре­по­да­вал с 1947 в Таш­кент­ской, с 1963 в Но­во­си­бир­ской кон­сер­ва­то­ри­ях, с 1970 – в фи­лиа­ле Ле­нингр. конс. в Пет­ро­за­вод­ске (с 1991 Пет­ро­за­вод­ская конс.). В «За­мет­ках о рит­ме в „Ве­ли­кой свя­щен­ной пляс­ке“ из „Вес­ны свя­щен­ной“ Стра­вин­ско­го» (1966, опубл. в сб. «Тео­ре­ти­чес­кие проб­ле­мы му­зы­каль­ных форм и жан­ров», 1971), при­ме­нив ма­те­ма­тич. дво­ич­ный код и ста­ти­стич. ме­то­ди­ки, оп­ро­бо­ван­ные в отеч. сти­хо­ве­де­нии, наг­ляд­но про­де­мон­стри­ро­вал эк­ста­тич. ди­на­ми­ку раз­но­мет­рич­но­го рит­ма и его фор­мо­об­ра­зую­щую роль в про­из­ве­де­нии. Ав­тор мно­го­числ. тео­ре­тич. ра­бот по клю­че­вым воп­ро­сам раз­ви­тия му­зы­ки 20 в., в т. ч. ла­да (ча­стич­но со­бра­ны в кн. «Воп­ро­сы ана­ли­за сов­ре­мен­ной му­зы­ки», 1982), гар­мо­нии и ак­кор­ди­ки, от­кры­той фор­мы. Ак­тив­но ис­поль­зо­вал дан­ные смеж­ных на­ук: фи­ло­со­фии, пси­хо­ло­гии, линг­ви­сти­ки, се­мио­ти­ки (в част­но­сти, идеи «нео­ри­то­ри­ки» Ю. М. Лот­ма­на). Со­ста­ви­тель (совм. с Н. Ю. Грод­ниц­кой) кн. очер­ков «Про­фес­сио­наль­ная му­зы­ка Ка­ре­лии» (1995).

Соч.: А. Шён­берг и «кри­ти­ка язы­ка» // Му­зы­ка. Язык. Тра­ди­ция. Л., 1990; Избр. ста­тьи о му­зы­каль­ном язы­ке. СПб., 1994; Скря­бин и Берг: сов­па­де­ние или влия­ние? // Ни­же­го­род­ский скря­бин­ский аль­ма­нах. Н. Нов­го­род, 1995. Вып. 1; «Свя­щен­ное пес­но­пе­ние» Стра­вин­ско­го и ри­то­ри­ка фор­мы. Пет­ро­за­водск, 1996; Об от­кры­то­сти фор­мы // Му­зы­ка: ана­лиз и эс­те­ти­ка. Пет­ро­за­водск; СПб., 1997.

Лит.: Вы­бор и со­че­та­ние: от­кры­тая фор­ма. Сб. ста­тей к 75-ле­тию Ю. Г. Ко­на. Пет­ро­за­водск; СПб., 1995; Ю. Кон: че­ло­век и уче­ный // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 1998. № ¾. Кн. 2.

Вернуться к началу