Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ЛОКОЛ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 511

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Пухначёв, М. В. Есипова
Фото А. И. Нагаева Колокол буддийского монастыря в г. Бхактапур (Непал).

КО́ЛОКОЛ (лат., итал. campana), муз. ин­ст­ру­мент, удар­ный идио­фон. Зву­ча­щее те­ло К.  труб­ча­тая обо­лоч­ка пе­ре­мен­ных диа­мет­ра и тол­щи­ны, замк­ну­тая с уз­кой сто­ро­ны. Внут­ри на пет­ле под­ве­ши­ва­ет­ся язык К. Спе­ци­фич. раз­но­вид­ность – безъ­я­зы­ко­вые К. От­ли­ва­ет­ся К. из спла­ва ме­ди и оло­ва (т. н. ко­ло­коль­ная брон­за), ино­гда с не­зна­чи­тель­ной при­ме­сью. В ка­че­ст­ве сиг­наль­но­го ин­ст­ру­мен­та К. из­вес­тен мн. на­родам ми­ра. Зна­чит. ме­сто К. за­ни­ма­ют в куль­ту­ре стран с тра­ди­ция­ми хри­сти­ан­ст­ва и буд­диз­ма.

Древ­ней­шие тра­ди­ции из­го­тов­ле­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния К. со­хра­ня­ют­ся в стра­нах Вост. и Юго-Вост. Азии. К. здесь бы­ва­ют оваль­ные, тра­пе­цие­вид­ные и др. За­кре­п­ля­ют­ся К. так­же по-раз­но­му: под­ве­ши­ва­ют­ся вер­ти­каль­но и на­ис­кось, др.-кит. К. ус­та­нав­ли­ва­лись на нож­ке-под­став­ке (вро­де бо­ка­ла). Пре­об­ла­да­ют безъ­язы­ко­вые К.; звук из­вле­ка­ет­ся уда­ром о кор­пус сна­ру­жи. Боль­шие хра­мо­вые и мо­на­стыр­ские буд­дий­ские К. Вост. Азии име­ют бал­ло­но­об­раз­ную фор­му; зво­нят в них, рас­ка­чи­вая ви­ся­щее от­дель­но брев­но. Сре­ди са­мых древ­них эк­зем­п­ля­ров – най­ден­ный в Ки­тае безъ­я­зы­ко­вый К. с руч­кой (вес 70 кг, выс. 70 см; да­ти­ру­ет­ся 1300–1030 до н. э.). К.  как оди­ноч­ные, так и в на­бо­рах с оп­ре­де­лён­ным стро­ем – ис­поль­зо­ва­лись в хра­мо­вых ри­туа­лах и двор­цо­вых це­ре­мо­ни­ях, в древ­но­сти – и как во­ен. ин­ст­ру­мен­ты. Рас­про­стра­не­ны т. н. вет­ря­ные К., ко­то­рые под­ве­ши­ва­ют­ся под кры­ша­ми па­год.

Фото А. И. Нагаева Колокол верхнего яруса Пизанской башни.

К. об­ще­ев­ро­пей­ской фор­мы (сло­жи­лась в Зап. Ев­ро­пе в 12–14 вв. в ре­зуль­та­те по­ис­ков наи­боль­ше­го бла­го­зву­чия) име­ют оди­на­ко­вый про­филь­ный кон­тур – по­ка­тые «пле­чи», ров­ные «бо­ка», ши­ро­кие «пóлы»; при­спо­соб­ле­ние для под­ве­ши­ва­ния – «уши». Внут­ри на пет­ле за­кре­п­ля­ет­ся язык. К. под­ве­ши­ва­ют на ко­ло­коль­нях и кам­па­ни­лах. Звук за­ви­сит от фор­мы К., тол­щи­ны его сте­нок, со­ста­ва спла­ва и приё­мов от­лив­ки; тех­но­ло­гия ли­тья сло­жи­лась к 12 в. Са­мые ма­лень­кие К., вхо­дя­щие в со­став «зво­на» (на­бор К. в пра­во­слав­ной тра­ди­ции), ка­рий­о­нов, ку­ран­тов, ве­сят неск. ки­ло­граммов и име­ют не­боль­шие раз­ме­ры (выс. ок. 15 см). По­доб­ные К. бы­ли из­вест­ны ещё в Древ­нем Ри­ме (ви­се­ли пе­ред хра­ма­ми Ки­бе­лы, Про­зер­пи­ны; 2 К., най­ден­ные при рас­коп­ках Гер­ку­ла­ну­ма и Пом­пей, да­ти­ру­ют­ся 1 в. до н. э.). Мн. К. при­над­ле­жат к вы­со­ким об­раз­цам ли­тья ху­до­же­ст­вен­но­го. Са­мый боль­шой (по ве­су) из от­ли­вав­ших­ся ко­гда-ли­бо – Царь-ко­ло­кол [вес св. 200 т, от­лит в 1735, мас­те­ра И. Ф. и М. И. Ма­то­ри­ны (Мо­то­ри­ны); со­хра­нил­ся в по­вре­ж­дён­ном ви­де, на­хо­дит­ся в Мо­с­ков­ском Крем­ле]. Наи­боль­ший из це­ли­ком со­хра­нив­ших­ся К. ев­роп. ти­па – Боль­шой Ус­пен­ский (вес 64 т, от­лит в 1819, мас­тер Я. За­вья­лов; Ус­пен­ская звон­ни­ца Мо­с­ков­ско­го Крем­ля). Наи­бо­лее бла­го­звуч­ным в Зап. Ев­ро­пе при­знан К. «Гло­рио­за» в со­бо­ре г. Эр­фурт (Гер­ма­ния; вес ок. 11,3 т, от­лит в 1497, мас­тер Г. Вау), в Рос­сии – Боль­шой ко­ло­кол Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мон. в Зве­ни­го­ро­де (вес 34 т, мас­тер А. Гри­горь­ев; не сохр.).

Звук К. име­ет слож­ный аку­стич. спектр. Для дос­ти­же­ния точ­ной на­строй­ки в зап.-ев­роп. тра­ди­ции (напр., для ка­рий­о­на) при­ме­ня­ет­ся под­точ­ка стен­ки К. из­нут­ри. Рус. ре­мес­лен­ная тра­ди­ция ис­клю­ча­ла под­точ­ку сте­нок, точ­ная на­строй­ка К. для Рос­сии не ха­рак­тер­на.

Колокол звонницы Ростовского кремля. Фото А. И. Нагаева

При­ме­не­ние К. в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции (со­про­вож­де­ние разл. бо­го­слу­жеб­ных чи­нов, опо­ве­ще­ние о на­ча­ле и наи­бо­лее зна­чи­мых мо­мен­тах бо­го­слу­же­ния) вос­хо­дит к ран­ним мо­на­сты­рям Егип­та. В зап. тра­ди­ции К. во­шли в цер­ков­ный оби­ход в 6–7 вв., в Ви­зан­тии пер­вые К. поя­ви­лись во 2-й пол. 9 в. На Русь К. при­шли пред­по­ло­жи­тель­но из Зап. Ев­ро­пы, пер­вое ле­то­пис­ное упо­ми­на­ние от­но­сит­ся к 1066 (3-я Нов­го­род­ская ле­то­пись), пер­вое сви­де­тель­ст­во об от­лив­ке – к 1259. С 14 в. К. ши­ро­ко рас­про­стра­ня­лись по всей Ру­си, их ста­ли раз­ме­щать на звон­ни­цах (Псков, Нов­го­род) и ко­ло­коль­нях. В сер. 16 в. на­ча­ли от­ли­вать К. бо­лее тя­жё­лые, чем на За­па­де; с уве­ли­че­ни­ем ве­са рас­ка­чи­вать их ста­но­ви­лось всё труд­нее, что по­влек­ло из­ме­не­ние спо­со­ба зво­на: рас­ка­чи­вать ста­ли не ко­ло­кол, а язык (в за­пад­но­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции по-преж­не­му рас­ка­чи­ва­ют сам К.).

Ко 2-й пол. 17 в. рус. ко­ло­ко­ло­ли­тей­ное иск-во дос­тиг­ло рас­цве­та, в кон. 19 в. ра­бо­та­ло 25 ко­ло­ко­ло­ли­тей­ных за­во­дов. В Рос­сии сло­жи­лось раз­ви­тое иск-во ко­ло­коль­ных зво­нов. В 1930 – сер. 1980-х гг. в СССР цер­ков­ные К. не от­ли­ва­лись. В кон. 1980-х гг. во­зоб­нов­ле­но ли­тьё К., раз­ви­ва­ет­ся нау­ка, изу­чаю­щая К.,  кам­па­но­ло­гия, в 1989 об­ра­зо­ва­на Ас­со­циа­ция ко­ло­коль­но­го иск-ва при Рос. фон­де куль­ту­ры.

Лит.: Price P. Bells and man. Oxf., 1983; Ко­ло­ко­ла. Ис­то­рия и со­вре­мен­ность / Сост. Ю. В. Пух­на­чев, от­ветств. ред. Б. В. Рау­шен­бах. М., 1985–1993. Вып. 1–2; Му­зы­ка ко­локо­лов. Сб. ис­сле­до­ва­ний и ма­те­риа­лов / Ред.-сост. А. Б. Ни­ка­но­ров. СПб., 1999 (Тра­ди­ци­он­ная ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка Ев­ро­пы и Азии. Вып. 2); Оло­вя­ниш­ни­ков Н. И. Ис­то­рия ко­ло­ко­лов и ко­ло­ко­ло­ли­тей­ное ис­кус­ст­во. 4-е изд. М., 2003.

Вернуться к началу