Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ЛЛО́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

КО́ЛЛО́ (Kollo; наст. фам. Кол­лод­зей­ски или Кол­лод­зев­ски, Kollodzieyski, Kol­lod­zievski), ди­на­стия нем. му­зы­кан­тов.

Валь­тер (Валь­тер Эли­мар) Кол­ло (28.1.1878, Най­ден­бург, Вост. Прус­сия, ны­не Нид­зи­ца, Поль­ша – 30.9.1940, Бер­лин), ком­по­зи­тор. С 1908 ра­бо­тал штат­ным ком­по­зи­то­ром в муз. те­ат­рах Бер­ли­на, для ко­то­рых на­пи­сал ок. 60 опе­ретт, ре­вю, муз. ко­ме­дий и фар­сов. Один из соз­да­те­лей т. н. бер­лин­ской опе­рет­ты. Опе­рет­та «Три ста­рые де­вы» (1916) с ус­пе­хом шла в Бер­ли­не, а в 1921 во­шла в ре­пер­ту­ар Брод­вей­ских те­ат­ров Нью-Йор­ка. Мн. сце­нич. про­из­ве­де­ния («Од­на­ж­ды в мае», 1913; «Лже­ба­рон», 1916, эк­ра­ни­зи­ро­ва­но в 1927; «Ма­ри­ет­та», 1923; «Бер­лин пла­чет, Бер­лин сме­ёт­ся», 1935) про­дол­жают тра­ди­ции нар. те­ат­ра; не­ко­то­рые пес­ни из них по­ны­не ос­та­ют­ся шля­ге­ра­ми. Ав­тор ки­но­му­зы­ки.

Его сын Вил­ли (Вил­ли Ар­тур) Кол­ло (28.4.1904, Кё­нигс­берг, ны­не Ка­ли­нин­град, Рос­сия – 4.2.1988, Зап. Бер­лин), ком­по­зи­тор. По­лу­чил из­вест­ность как ав­тор опе­ретт: «По­езд на За­пад» (1926), «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1946), «Свет­ло-жёл­тые пер­чат­ки» (1949), «Кто бо­ит­ся си­ла­ча» (1970) и др. Со­чи­нял пес­ни и тан­цы, пи­сал му­зы­ку для ки­но («Ги­бель бо­гов», 1969, реж. Л. Вис­кон­ти).

Р. Колло.

Сын Вил­ли – Ре­не Кол­ло (р. 20.11.1937, Бер­лин), пе­вец (те­нор). Брал уро­ки у Эль­зы Ва­ре­на (Зап. Бер­лин). В 1965 де­бю­ти­ро­вал в Гос. те­ат­ре Бра­ун­швай­га в опе­ре «Мав­ра» и опере-ора­то­рии «Царь Эдип» И. Ф. Стра­вин­ско­го. В 1967–71 со­лист Нем. опе­ры на Рей­не в Дюс­сель­дор­фе. В 1978 впер­вые вы­сту­пил в ро­ли Гер­мана («Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го) на сце­не «Оперн­хаус» в Кёль­не. Все­мир­ную из­вест­ность по­лу­чил в опе­рах Р. Ваг­не­ра; с 1969 уча­ст­во­вал в Бай­рёйт­ском фес­ти­ва­ле, где ис­пол­нил пар­тии Зиг­фри­да (тет­ра­ло­гия «Коль­цо ни­бе­лун­га», 1976, реж. П. Ше­ро), Три­ста­на («Три­стан и Изоль­да», 1981, ди­ри­жёр Д. Ба­рен­бойм) и др. По­сто­ян­ный со­лист Ба­вар­ской гос. опе­ры в Мюн­хе­не и Нем. опе­ры в Зап. Бер­ли­не (поч. зва­ние «кам­мер­зен­гер» этих те­ат­ров), где со­труд­ни­чал с реж. Г. Фрид­ри­хом (сре­ди пар­тий – Шуй­ский в опе­ре «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го, 1995). Был уча­ст­ни­ком Зальц­бург­ско­го (с 1974) и Эдин­бург­ско­го фес­ти­ва­лей. С ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­вал в те­ат­рах «Ла Ска­ла» (Ми­лан, с 1971), Вен­ская гос. опе­ра (1971–1991), Па­риж­ская опе­ра (с 1974), «Ко­вент-Гар­ден» (Лон­дон, с 1976), «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра» (Нью-Йорк, с 1976), То­кий­ская опе­ра; в 1982 вы­сту­пал в Мо­ск­ве в со­ста­ве труп­пы Гам­бург­ской гос. опе­ры («Жен­щи­на без те­ни» Р. Штрау­са). Об­шир­ный ре­пер­ту­ар пев­ца вклю­ча­ет ли­рич. и ге­ро­ич. пар­тии в опе­рах ком­по­зи­то­ров 19–20 вв., пар­тии в опе­рет­тах И. Штрау­са, Ф. Ле­га­ра, И. Каль­ма­на, сво­его де­да Валь­те­ра Кол­ло, в мю­зик­лах, ора­то­ри­ях. Вы­сту­па­ет в кон­цер­тах с ис­пол­не­ни­ем пе­сен Р. Шу­ма­на, Ваг­не­ра, Г. Ма­ле­ра, сво­их соб­ст­вен­ных; в 1989 при­нял уча­стие в про­грам­ме с Дж. Лас­том (Дрез­ден). С 1986 ра­бо­тает так­же как ре­жис­сёр (по­ста­вил опе­ры «Пар­си­фаль» Ваг­не­ра в Гос. те­ат­ре Дарм­штад­та, «До­ли­на» Э. дʼАльбера в Уль­ме). Мно­го­числ. ау­дио­за­пи­си (с Л. Берн­стай­ном, Г. фон Ка­рая­ном, К. Клай­бе­ром, В. За­вал­ли­шем, Г. Шол­ти и др. ди­ри­жё­ра­ми). Ав­тор кн. «Ис­кус­ст­во, жизнь и всё про­чее» («Die Kunst, das Leben und alles andere», 2004).

Лит.: I. Fabian im Gespräch mit R. Kollo. Z., 1982; Jansen W. Willy Kollo. B., 1994; Kas­sai J. R. Kollo. B., 1997; Komponistenportrait Wal­ter Kol­lo. B., 2002.

Вернуться к началу