Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛАВИКО́РД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 205

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Ю. Голдобин

КЛАВИКО́РД (позд­не­ла­тин­ское cla­vic[h]or­dium, от лат. clavis – ключ, кла­ви­ша и греч. χορδή – стру­на), кла­ви­кор­ды (в рус. тра­ди­ции 18–19 вв.), муз. струн­но-кла­виш­ный ин­ст­ру­мент. По при­ня­той клас­си­фи­ка­ции – удар­но-кла­виш­ный ин­ст­ру­мент клас­са хор­до­фо­нов (звук из­вле­ка­ет­ся при уда­ре по стру­не ме­тал­лич. пла­стин­ки – тан­ген­та, за­кре­п­лён­но­го на ра­бо­чем кон­це кла­ви­ши). Рас­про­стра­нён в стра­нах Ев­ро­пы в 14 – нач. 19 вв. Пер­вые опи­са­ния и чер­те­жи по­яв­ля­ют­ся в трак­та­тах 15 в. (Ар­но из Звол­ле, ок. 1445). Са­мый ран­ний из со­хра­нив­ших­ся ин­ст­ру­мен­тов по­стро­ен в 1543 (итал. мас­тер До­ме­ни­ко из Пе­за­ро). К. – ин­ст­ру­мент не­боль­ших раз­ме­ров, час­то пор­та­тив­ный (кор­пус, как пра­ви­ло, пря­мо­уголь­ной фор­мы, дли­на 85–170 см). Кла­виа­ту­ра име­ет та­кое же строе­ние, как и у др. кла­виш­ных му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов. С 16 в. ре­зо­на­то­ром слу­жит часть кор­пу­са, рас­по­ло­жен­ная пра­вее кла­виа­ту­ры. Стру­ны, как пра­ви­ло, двой­ные (т. н. хо­ры струн), на­стро­ен­ные в уни­сон; на­тя­ну­ты па­рал­лель­но кла­виа­ту­ре (пер­пен­ди­ку­ляр­но кла­ви­шам). В т. н. сво­бод­ных К. 18 – нач. 19 вв. (нем. unge­bun­denes Klavichord) ка­ж­дая кла­ви­ша управ­ля­ет отд. хо­ром струн, из­даю­щим звук од­ной вы­со­ты. В т. н. свя­зан­ных К. (нем. gebundenes Klavichord) один и тот же хор струн управ­ля­ет­ся 2–4 со­сед­ни­ми кла­ви­ша­ми: тан­ген­ты уда­ря­ют по стру­не на раз­ном рас­стоя­нии от под­став­ки, и дли­на зву­ча­щей час­ти стру­ны (а сле­до­ва­тель­но, и вы­со­та зву­ка) ока­зы­ва­ет­ся раз­лич­ной. К «свя­зан­но­му» ти­пу при­над­ле­жит боль­шин­ст­во ис­то­ри­че­ских К., пер­вый дос­то­вер­но из­вест­ный «сво­бод­ный» К. был по­стро­ен в 1726 сак­сон­ским мас­те­ром Д. Т. Фа­бе­ром. Кон­ст­рук­ция «свя­зан­но­го» К. на­кла­ды­ва­ет ха­рак­тер­ное ог­ра­ни­че­ние: зву­ки се­кун­ды не мо­гут быть взя­ты од­но­вре­мен­но, по­сколь­ку из­вле­ка­ют­ся на од­ном и том же хо­ре струн. По­яв­ле­ние «сво­бод­ной» мо­де­ли при­нес­ло ряд пре­иму­ществ (воз­мож­ность ис­пол­не­ния всех ин­тер­ва­лов во всех то­наль­но­стях, сво­бо­да вы­бо­ра тем­пе­ра­ции, связ­ная иг­ра лю­бых пас­са­жей), но име­ло и не­дос­тат­ки, в т. ч. бо­лее сла­бый звук и туск­лый тембр. Диа­па­зон К. со вре­ме­нем ме­нял­ся в сто­ро­ну рас­ши­ре­ния: от 4 ок­тав в 16 – 1-й пол. 18 вв. (при­чём ниж­няя – боль­шая ок­та­ва пер­во­на­чаль­но бы­ла «ко­рот­кой»; см. в ст. Кла­ве­син) до 5 с по­ло­ви­ной ок­тав во 2-й пол. 18 в. В 16–18 вв. бы­ли рас­про­стра­не­ны К. с пе­даль­ной кла­виа­ту­рой (её диа­па­зон 1–2 ок­та­вы). На К. упот­реб­ля­лись те же сис­те­мы тем­пе­ра­ции, что и на ор­га­нах, кла­ве­си­нах и др. кла­виш­ных (за ис­клю­че­ни­ем «свя­зан­но­го» К.; на та­ком К. тем­пе­ра­ция оп­ре­де­ля­лась из­на­чаль­но из­го­то­ви­те­лем ин­ст­ру­мен­та, ко­то­рый фик­си­ро­вал тан­ген­ты, от­но­ся­щие­ся к од­но­му и то­му же хо­ру струн, на задан­ном рас­стоя­нии).

К. об­ла­да­ет са­мым ти­хим зву­ком из всех кла­виш­ных (в пре­де­лах p – pp), что свя­за­но со спо­со­бом зву­ко­из­вле­че­ния: тан­гент уда­ря­ет по стру­не в том мес­те, где ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся (им же) её зву­ча­щая часть, по­это­му ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний стру­ны не мо­жет быть вы­со­кой; эта осо­бен­ность ве­дёт и к сла­бой ро­ли ос­нов­но­го то­на в зву­ко­вом спек­тре. При этом К. счи­та­ет­ся од­ним из са­мых вы­ра­зи­тель­ных кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов (на­ря­ду с фор­те­пиа­но): про­сто­та ме­ха­ни­ки и чрез­вы­чай­ная лёг­кость воз­ник­но­ве­ния зву­ка (без фи­зич. уси­лий) обес­пе­чи­ва­ют паль­цам ис­пол­ни­те­ля хо­ро­ший кон­такт со стру­на­ми. В от­ли­чие от кла­ве­си­на и фп., К. да­ёт не­ко­то­рые воз­мож­но­сти ра­бо­ты со зву­ком по­сле мо­мен­та его взя­тия; осо­бен­но вы­ра­зи­тель­но виб­ра­то (нем. Be­bung, от beben – «дро­жать»), дос­ти­гае­мое вер­ти­каль­ным по­ка­чи­ва­ни­ем паль­ца на кла­ви­ше. Со сла­бой звуч­но­стью ин­ст­ру­мен­та свя­за­но его ог­ра­ни­чен­ное ис­поль­зо­ва­ние: поч­ти ис­клю­чи­тель­но в ка­че­ст­ве до­маш­не­го и учеб­но­го. Ре­пер­ту­ар К. в осн. об­щий с др. со­вре­мен­ны­ми ему кла­виш­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми.

Вы­со­кой сте­пе­ни по­пу­ляр­но­сти К. дос­тиг в Гер­ма­нии 2-й пол. 18 в., его вы­ра­зи­тель­ные ка­че­ст­ва ока­за­лись со­звуч­ны сен­ти­мен­та­лиз­му. К. – из­люб­лен­ный ин­ст­ру­мент К. Ф. Э. Ба­ха; ув­ле­че­ние ин­ст­ру­мен­том раз­де­ля­ли И. К. Бах, Д. Г. Тюрк, К. Ф. Д. Шу­барт и др. Луч­шие К. 18 в. вы­шли из мас­тер­ских Г. Зиль­бер­ма­на, Я. Ад­лун­га, К. Г. Ху­бер­та, ди­на­стий Шид­май­ер, Шмаль, Хасс (Гер­ма­ния), П. Линд­холь­ма (Шве­ция). Мо­да на К. угас­ла в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем фортепиано. Про­из­вод­ст­во К. (в Гер­ма­нии и Шве­ции) под­дер­жи­ва­лось при­бли­зи­тель­но до 1830.

Ра­бо­ту по воз­ро­ж­де­нию куль­ту­ры это­го ин­ст­ру­мен­та на­чал швейц. му­зы­кант А. Дол­меч в кон. 19 в. В 20–21 вв. к К. об­ра­ща­ют­ся не­мно­гие ис­пол­ни­те­ли (напр., Р. Кёр­кпат­рик, Г. Ле­он­хардт, И. Вью­ни­ски) в си­лу ма­лой его при­спо­соб­лен­но­сти к кон­церт­ной прак­ти­ке и слож­но­сти зву­ко­за­пи­си (звук К. силь­но ис­ка­жа­ет­ся). Сре­ди не­мно­гих спе­ци­аль­но на­пи­сан­ных со­чи­не­ний – пье­сы Ф. Бу­зо­ни для пе­даль­но­го кла­ви­кор­да.

Лит.: Das Klavichord. Kassel, 1948; De Cla­vi­cordio. Pro­ceedings of the International Clavi­chord Sym­posium / Ed. B. Brauchli a. o. Mag­nano, 1993–2006. Vol. 1–7; Brauchli B. The clavichord. Camb., 1998.

Вернуться к началу