Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛАВЕСИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 204

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Ю. Голдобин

КЛАВЕСИ́Н, чем­ба­ло (франц. clavecin, от позд­не­ла­тин­ско­го clavicymbalum – «кла­виш­ные цим­ба­лы»; итал. cembalo), муз. струн­но-кла­виш­ный ин­ст­ру­мент. По при­ня­той клас­си­фи­ка­ции – щип­ко­во-кла­виш­ный ин­ст­ру­мент клас­са хор­до­фо­нов. Ме­ха­низм пе­ре­да­чи от кла­ви­ши к стру­не со­сто­ит из т. н. тол­ка­чи­ка (уз­кая до­щеч­ка дли­ной 10–25 см) и за­кре­п­лён­но­го в его верх­ней час­ти языч­ка с плек­тром («пё­рыш­ком»; в про­шлом вы­та­чи­вал­ся из во­ронь­е­го пе­ра), за­це­п­ляю­щим стру­ну. Из­вес­тен с 15 в. (пер­вые опи­са­ния и чер­те­жи при­над­ле­жат Ар­но из Звол­ле, ок. 1445), с 16 в. рас­про­стра­нён во всех стра­нах Зап. Ев­ро­пы; рас­цвет кла­ве­син­ной куль­ту­ры – в кон. 16 – сер. 18 вв.

Архив К. Мерсье-Итье Клавесин итальянского мастера В. Тразутини, в футляре. 1576. Частная коллекция (Венеция).
Архив М. Дюкорне Клавесин фламандской модели. Копия выполнена в кон. 20 в. в мастерской М. Дюкорне из набора деталей фирмы «Zuckermann».

Обыч­но тер­мин «К.» при­ме­ня­ет­ся к боль­шим ин­ст­ру­мен­там с кор­пу­сом кры­ло­вид­ной фор­мы (от­сю­да нем. назв. ин­ст­ру­мен­та Flügel – «кры­ло»), дли­ной 1,5–2,5 м. Кла­виа­ту­ра име­ет та­кое же строе­ние, как и у др. кла­виш­ных му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов, од­на­ко в ин­ст­ру­мен­тах 16 – нач. 18 вв. по­ря­док че­ре­до­ва­ния «диа­то­ни­че­ских» и «хро­ма­ти­че­ских» кла­виш в ба­со­вой час­ти кла­виа­ту­ры час­то на­ру­шен в свя­зи с упот­реб­ле­ни­ем т. н. ко­рот­кой ок­та­вы (с про­пус­ком нот). К. мо­жет иметь 1 или 2 (ре­же 3) кла­виа­ту­ры – ма­нуа­ла. Стру­ны на­тя­ну­ты вдоль кор­пу­са пер­пен­ди­ку­ляр­но кла­виа­ту­ре, рас­по­ло­же­ны го­ри­зон­таль­ны­ми ря­да­ми (обыч­но 2–3). В 16–17 вв. строи­лись К. с пе­даль­ной (нож­ной) кла­виа­ту­рой, со­стоя­щей из 9–12 кла­виш, свя­зан­ных с ба­со­вой ок­та­вой ма­нуа­ла (собств. струн не име­ли). Ка­ж­дый ма­ну­ал управ­ля­ет 1–2 ря­да­ми струн, ко­то­рые мо­гут ис­поль­зо­вать­ся вме­сте или по от­дель­но­сти.

Раз­ные ря­ды струн, вме­сте с управ­ляю­щей ими ме­ха­ни­кой на­зы­вае­мые ре­ги­ст­ра­ми, раз­ли­ча­ют­ся по тем­бру и гром­ко­сти, а ино­гда и по вы­со­те. Ре­ги­ст­ры, вы­со­та зву­ча­ния ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет но­ми­на­лу кла­виш и нот­ной за­пи­си, при­ня­то на­зы­вать, по ана­ло­гии с ре­ги­ст­ра­ми ор­га­на, 8-фу­то­вы­ми (сокр. обо­зна­че­ние 8’). Ре­ги­ст­ры, зву­ча­щие ок­та­вой вы­ше на­пи­сан­но­го, на­зы­ва­ют­ся 4-фу­то­вы­ми (4’) (стру­ны 4-фу­то­во­го ре­ги­ст­ра при­мер­но в 2 раза ко­ро­че). Опе­ра­ция сме­ны ре­ги­ст­ров про­из­во­дит­ся обыч­но вруч­ную (с по­мо­щью ры­чаж­ков) во вре­мя иг­ры. В К. 17–18 вв., имею­щих бо­лее од­ной кла­виа­ту­ры, обыч­но при­сут­ст­ву­ет ко­пу­ля­ция – уст­рой­ст­во, ко­то­рое обес­пе­чи­ва­ет ме­ха­нич. сце­п­ле­ние кла­виа­тур (т. о., иг­рая на од­ной из них, мож­но при­во­дить в дви­же­ние ре­ги­ст­ры, от­но­ся­щие­ся к дру­гой). Ре­ги­ст­ров­ка (вы­бор ре­ги­ст­ров и их ком­би­на­ций) име­ет мень­шее зна­че­ние, чем на ор­га­не, что свя­за­но с бо­лее скром­ным на­бо­ром ре­ги­ст­ров. В 18 в., од­на­ко, ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся прин­цип «тер­ра­со­об­раз­ной» ди­на­ми­ки, в це­лом ха­рак­тер­ный для жан­ра ин­ст­ру­мен­таль­но­го кон­цер­та (напр., Италь­ян­ский кон­церт И. С. Ба­ха, 1735): эф­фект дос­ти­га­ет­ся со­пос­тав­ле­ни­ем мас­сив­ной звуч­но­сти ре­ги­ст­ров ниж­не­го ма­нуа­ла и про­зрач­ной – верх­не­го.

Диа­па­зон К. со вре­ме­нем ме­нял­ся в сто­ро­ну рас­ши­ре­ния: при­бли­зи­тель­но от 3 ок­тав в 15 в. до 5 ок­тав в сер. 18 в. Сис­те­мы тем­пе­ра­ции – те же, что на ор­га­не и др. кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тах то­го вре­ме­ни. Кро­ме то­го, ав­то­ры 16–17 вв. (Н. Ви­чен­ти­но, М. Мер­сенн, А. Кир­хер) опи­сы­ва­ют К. с ко­ли­че­ст­вом бо­лее 12 кла­виш в ок­та­ве (раз­ные кла­ви­ши на «бе­мо­ли» и «дие­зы»), даю­щие воз­мож­ность иг­ры во всех то­наль­но­стях в чис­том и сред­не­то­но­вом стро­ях (боль­шо­го рас­про­стра­не­ния та­кие К. не по­лу­чи­ли вви­ду осо­бой слож­но­сти иг­ры на них).

Совр. но­та­ция кла­ве­син­ной му­зы­ки в осн. не от­ли­ча­ет­ся от фор­те­пи­ан­ной. В 15–18 вв. ви­ды кла­вир­ной но­та­ции (т. н. та­бу­ла­ту­ры) бы­ли раз­но­об­раз­ны (од­ни и те же упот­реб­ля­лись для всех кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов), в них ис­поль­зо­ва­лись нот­ные зна­ки, а так­же бу­к­вы (сис­те­ма со­от­вет­ст­вия букв но­там сов­па­да­ла с со­вре­мен­ной) и циф­ры (бы­ло неск. сис­тем ну­ме­ра­ции кла­виш); су­ще­ст­во­ва­ли и сме­шан­ные нот­но-бу­к­вен­ные сис­те­мы, напр. «ста­рая не­мец­кая та­бу­ла­ту­ра», где верх­ний го­лос за­пи­сы­ва­ли но­та­ми, а ос­таль­ные – бу­к­ва­ми. Рас­по­ло­же­ние нот на 2 но­то­нос­цах (для 2 рук) поя­ви­лось ок. 1400 в пье­сах «Ко­дек­са из Фа­эн­цы» (Ита­лия). Ко­ли­че­ст­во ли­не­ек в но­то­нос­цах не бы­ло по­сто­ян­ным (их мог­ло быть 6–8). Сис­те­ма из двух но­то­нос­цев с 5 ли­ней­ка­ми ка­ж­дый впер­вые поя­ви­лась в пе­чат­ном сб. «Frot­tole intabulate» А. Ан­ти­ко (1517, Рим), на­чи­ная с па­риж­ских из­да­ний П. Ат­тень­я­на (1529) она ста­ла пре­об­ла­даю­щей во Фран­ции, а со 2-й пол. 17 в. рас­про­стра­ни­лась в др. стра­нах Ев­ро­пы, по­сте­пен­но вы­тес­нив ос­таль­ные.

Клавикорд итальянского мастера А. Тразунтино. 1537. Музыкально-исторический музей (Копенгаген).

Звук К. – со «взрыв­ной» ата­кой, яр­кий при воз­ник­но­ве­нии, но бы­ст­ро за­ту­хаю­щий. Гром­кость зву­ка прак­ти­че­ски не за­ви­сит от си­лы и спо­со­ба на­жа­тия кла­ви­ши. Ог­ра­ни­чен­ность воз­мож­но­стей ди­на­мич. ню­ан­си­ров­ки ком­пен­си­ру­ет­ся в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни раз­но­об­ра­зи­ем ар­ти­ку­ля­ции. Ру­ко­во­дства по кла­вир­ной иг­ре 16–18 вв. не­ма­ло вни­ма­ния уде­ля­ют ап­пли­ка­ту­ре. Су­ще­ст­вен­ный ас­пект иг­ры на К. – ис­пол­не­ние ме­лиз­мов (ук­ра­ше­ний). В тем­бре ве­ли­ка роль вы­со­ких обер­то­нов, что со­об­ща­ет зву­ку К. хо­ро­шую слы­ши­мость в кон­церт­ном за­ле сред­них раз­ме­ров, да­же в со­ста­ве не­боль­шо­го ор­ке­ст­ра. В ор­ке­ст­рах 18 в. мог­ли ис­поль­зо­вать­ся 2 К.; за К. час­то си­дел сам ка­пель­мей­стер. Как и боль­шин­ст­во кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов, К. об­ла­да­ет бо­га­ты­ми воз­мож­но­стя­ми мно­го­го­лос­ной иг­ры. В про­шлом ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­лись соль­ные им­про­ви­за­ции. Ре­пер­ту­ар К. в 16–17 вв. был в осн. об­щий для всех ви­дов кла­виш­ных (вклю­чая ор­ган). Круп­ней­шие кла­ве­си­ни­сты: К. Ме­ру­ло, Дж. Фре­ско­баль­ди, М. Рос­си, Б. Пас­куи­ни, Б. Мар­чел­ло, Б. Га­луп­пи, Д. Чи­ма­ро­за (Ита­лия); Д. Скар­лат­ти (Ис­па­ния); Ж. Шам­бонь­ер, Ж. А. д’Анг­лебер, Л. и Ф. Ку­пе­рен, Ж. Ф. Ра­мо, Ж. Дюф­ли (Фран­ция). Од­но из вы­со­чай­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой муз. куль­ту­ры – нем. кла­вир­ная му­зы­ка 16–18 вв.; её пред­ста­ви­те­ли: Д. Бук­сте­ху­де, С. Шейдт, И. Ку­нау, И. Фро­бер­гер, И. К. Керль, И. Па­хель­бель, И. С. Бах и его сы­но­вья. Рас­цвет англ. кла­вир­ной шко­лы 16–17 вв. свя­зан гл. обр. с вирд­жи­на­лом; круп­ней­шие кла­ве­си­ни­сты 18 в., ра­бо­тав­шие в Анг­лии, – Г. Ф. Ген­дель и И. К. Бах. Рус. кла­ве­син­ный ре­пер­ту­ар не­бо­гат, ин­ст­ру­мент ис­поль­зо­вал­ся для со­про­во­ж­де­ния пе­ния; 3 со­на­ты для К. соз­да­ны Д. С. Борт­нян­ским.

Как и боль­шин­ст­во дру­гих муз. ин­стру­мен­тов 16–18 вв., К. не име­ет стан­дарт­но­го «клас­си­че­ско­го» ви­да, но пред­став­лен мно­же­ст­вом ва­ри­ан­тов, соз­дан­ных мас­те­ра­ми раз­ных стран, эпох и сти­лей. Шко­лы мас­те­ров об­ще­ев­ро­пей­ско­го зна­че­ния сло­жи­лись (в раз­ные эпо­хи) в Сев. Ита­лии (круп­ней­шие цен­тры – Ве­не­ция, Ми­лан, Бо­ло­нья, Фло­рен­ция, сре­ди пред­ста­ви­те­лей – Б. Кри­сто­фо­ри), Юж. Ни­дер­лан­дах (центр – Ан­твер­пен, круп­ней­ший пред­ста­ви­тель – се­мья Рюк­керс), Фран­ции (се­мьи Блан­ше, Та­с­кен, бра­тья Эмш), Анг­лии (Дж. Кёрк­ман, се­мья Хич­кок, фир­ма «Чу­ди и Брод­вуд»), Гер­ма­нии (цен­тры – Дрез­ден, Гам­бург; се­мьи Греб­нер, Фри­де­ри­чи, Зиль­бер­ман, Фляй­шер, Целль, Ха­ас). К. – пред­мет де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва; б. ч. со­хра­нив­ших­ся ис­торич. ин­ст­ру­мен­тов рас­пи­са­на, встре­ча­ют­ся ин­кру­ста­ции пер­ла­мут­ром и дра­го- цен­ны­ми кам­ня­ми; ино­гда ук­ра­ша­лись и кла­ви­ши.

С по­след­ней тре­ти 18 в. К. бы­ст­ро те­рял по­пу­ляр­ность в свя­зи с раз­ви­ти­ем фор­те­пиа­но, од­на­ко ещё дол­го ос­та­вал­ся ин­ст­ру­мен­том до­маш­не­го му­зи­ци­ро­ва­ния, осо­бен­но на ев­роп. пе­ри­фе­рии и в стра­нах Но­во­го Све­та. В нач. 19 в. про­дол­жал ис­поль­зо­вать­ся в итал. опер­ном те­ат­ре (для со­про­во­ж­де­ния ре­чи­та­ти­вов).

С кон. 19 в. кла­ве­син­ная куль­ту­ра воз­ро­ж­да­ет­ся. Сна­ча­ла ин­ст­ру­мен­ты ко­пи­ро­ва­лись, за­тем ста­ли стро­ить­ся в со­от­вет­ст­вии с из­ме­нив­ши­ми­ся ху­дож. вку­са­ми (ти­по­вой ста­ла мо­дель с пе­даль­ной ре­ги­ст­ров­кой, ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся ред­кий в про­шлом 16-фу­то­вый ре­гистр, зву­ча­щий ок­та­вой ни­же но­ми­на­ла). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны мас­те­ра вер­ну­лись к ко­пи­ро­ва­нию ста­рин­ных мо­де­лей; не­ред­ко но­вый К. соз­да­ёт­ся по ин­ди­ви­ду­аль­но­му про­ек­ту. Совр. ис­пол­ни­тель­ская шко­ла ос­но­ва­на в сер. 20 в. В. Лан­дов­ской. Др. круп­ней­шие кла­ве­си­ни­сты: Р. Кёр­кпат­рик, Ю. Дрей­фюс, К. Жа­ко­те, Г. Ле­он­хардт, Б. ван Ас­пе­рен, И. Вью­ни­ски, К. Рус­се, П. Ан­тай, А. Б. Лю­бимов. Со 2-й пол. 20 в. кла­ве­си­ни­сты ос­ваи­ва­ют ау­тен­тич­ные тем­пе­ра­ции, ма­не­ру ар­ти­ку­ля­ции, ап­пли­ка­ту­ру. Ос­но­ва кон­церт­но­го ре­пер­туа­ра – му­зы­ка 18 в. и бо­лее ран­них эпох. Ре­пер­ту­ар 20 в. пред­став­лен со­чи­не­ния­ми Ф. Пу­лен­ка («Concert champêtre» для К. с ор­ке­ст­ром, 1926), М. Оа­ны, А. Тис­не, А. Лу­вье, Д. Ли­ге­ти и др. ком­по­зи­то­ров.

Лит.: Neupert H. Das Cembalo. 3. Aufl. Kas­sel, 1960; Hubbard F. Three centuries of harpsichord making. 2nd ed. Camb., 1967; Boalch D. Makers of the harpsichord and clavichord, 1440–1840. 2nd ed. Oxf., 1974; Harich-Schneider E. Die Kunst des Cembalo-Spiels. 4. Aufl. Kassel, 1979; Hen­kel H. Beiträge zum historischen Cembalo­bau. Lpz., 1979; The historical harpsichord. N. Y., 1984–1987. Vol. 1–2; Коп­чев­ский Н. А. Кла­вир­ная му­зы­ка: во­про­сы ис­пол­не­ния. М., 1986; Mercier-Ythier C. Les clavecins. Р., 1990; Bed­ford F. Harpsichord and clavichord music of the twentieth century. Berk., 1993; Apel W. Geschichte der Orgel-und Klaviermusik bis 1700. Kassel u. a., 2004; Дру­скин М. Собр. соч. СПб., 2007. Т. 1: Кла­вир­ная му­зы­ка Ис­па­нии, Анг­лии, Ни­дер­лан­дов, Фран­ции, Ита­лии, Гер­ма­нии XVI–XVIII вв.

Вернуться к началу