Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИФА́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 193

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Фото В. Г. Цыпина Кифара. Фрагменты статуи. 2 в. н. э. Археологический музей (Анталия, Турция).
Фото В. Г. Цыпина Кифара. Мозаика. 2–3 вв. н. э. Музей Олимпийских игр (Олимпия, Греция).

КИФА́РА (греч. ϰιθάρα, лат. cithara), др.-греч. струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент, са­мая важ­ная в ан­тич­ной ци­ви­ли­за­ции раз­но­вид­ность ли­ры. Сло­во «К.» (в ар­хаи­че­ской фор­ме) поя­ви­лось у Го­ме­ра, пер­вые изо­бра­же­ния да­ти­ро­ва­ны ок. 900 до н. э. В Гре­цию за­ве­зе­на из Егип­та и Ма­лой Азии (Стра­бон на­зы­вал её «ази­ат­ской»). Счи­та­лась ин­ст­ру­мен­том Апол­ло­на (на­ря­ду с фор­мин­гой). Ис­пол­ни­те­ля­ми бы­ли толь­ко муж­чи­ны. Вре­мя рас­цве­та К. – 2-я пол. 6–5 вв. до н. э. Пла­тон, го­во­ря о зна­че­нии му­зы­ки как сред­ст­ве над­ле­жа­ще­го вос­пи­та­ния мо­ло­дё­жи (в «Про­та­го­ре», «Го­су­дар­ст­ве» и др.), ста­вил К. вы­ше всех др. муз. ин­ст­ру­мен­тов. От сло­ва «К.» (един­ст­вен­но­го из обо­зна­че­ний лир) в греч. яз. сфор­ми­ро­ва­лась груп­па про­из­вод­ных: ки­фа­рист (греч. ϰιθαριστής, лат. citha­rista) – вся­кий ис­пол­ни­тель на К., ки­фа­ред (греч. ϰιθαρδός; лат. citharoe­dus) – по­эт-пе­вец, ак­ком­па­ни­рую­щий се­бе на К.; тер­ми­ны «пси­ло­ки­фа­рист» и «пси­ло­ки­фа­ри­сти­ка» (от греч. ψιλός – го­лый; в пе­ре­нос­ном смыс­ле – один лишь) ука­зы­ва­ют на то, что К. ис­поль­зо­ва­лась и для соль­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния, без пе­ния. В клас­сич. К. бы­ло 7 струн, позд­нее в «экс­пери­мен­таль­ных» ин­ст­ру­мен­тах их ко­ли­че­ст­во уве­ли­чи­лось до 11–12. Иг­ра­ли кос­тя­ным плек­тром (кре­пил­ся к ин­ст­ру­мен­ту шнур­ком). Во вре­мя иг­ры ин­ст­ру­мент под­дер­жи­вал­ся с по­мо­щью рем­ня, при­вя­зан­но­го к за­пя­стью. В клас­сич. эпо­ху К. бы­ла гл. кон­церт­ным и пуб­лич­ным ин­ст­ру­мен­том. При про­ве­де­нии круп­ных празд­неств (Кар­неи в Спар­те, Па­на­фи­неи в Афи­нах, Не­мей­ские иг­ры в Ар­го­ли­де и др.) уст­раи­ва­лись кон­кур­сы ки­фа­ре­дов и ки­фа­ри­стов. Му­зы­кант вы­сту­пал стоя (час­то на по­диу­ме). Сре­ди зна­ме­ни­тых ки­фа­ре­дов – Ти­мо­фей Ми­лет­ский; уве­ли­че­ние ко­ли­че­ст­ва струн на К. по­зво­ля­ло ему сме­ши­вать в рам­ках од­ной ком­по­зи­ции разл. ин­тер­валь­ные ро­ды, а так­же ла­ды. Вве­дён­ные им нов­ше­ст­ва за­слу­жи­ли рез­ко не­га­тив­ную оцен­ку рев­ни­те­лей тра­ди­ции; сти­ле­вая тен­ден­ция, ко­то­рую он пред­став­лял, обо­зна­ча­лась как «мно­го­зву­чие» (греч. πολυφωνία ) и «по­ли­гар­мо­ния» [πολυαρμονία; т. е. сме­ше­ние не­сколь­ких ок­тав­ных ла­до­вых зву­ко­ря­дов – «гар­мо­ний» (в совр. уче­нии о гар­мо­нии – ла­до­вая пе­ре­мен­ность)]. Сре­ди др. зна­ме­ни­то­стей – ки­фа­ри­сты Стра­то­ник Афин­ский (его мас­тер­ст­во и ост­ро­умие вос­пел Афи­ней в сво­ей кн. «Пир муд­ре­цов»), Ли­сандр Си­ки­он­ский (со­глас­но ис­то­ри­ку 4 в. до н. э. Фи­ло­хо­ру, изо­бре­та­тель соль­но­го ин­ст­ру­мен­таль­но­го му­зи­ци­ро­ва­ния).

Вернуться к началу