Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕЙДЖ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 507

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Переверзева
Дж. Кейдж.

КЕЙДЖ (Cage) Джон (Джон Мил­тон) (5.9.1912, Лос-Анд­же­лес – 12.8.1992, Нью-Йорк), амер. ком­по­зи­тор, гра­фик. Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей аван­гар­диз­ма 2-й пол. 20 в. В 1930 окон­чил По­мо­на-кол­ледж в Клер­мон­те (Ка­ли­фор­ния), брал ча­ст­ные уро­ки у Л. Ле­ви и Р. Бу­ли­га (фп., 1931–32), А. Шён­бер­га (по­ли­фо­ния, ком­по­зи­ция, 1934–36) в Лос-Анд­же­ле­се, у А. Вай­са (гар­мо­ния, ком­по­зи­ция) и Г. Кау­эл­ла (му­зы­ка на­ро­дов ми­ра) в Нью-Йор­ке (1933–34). С 1937 жил в Си­эт­ле, пи­сал му­зы­ку для ба­лет­ных по­ста­но­вок и для соз­дан­но­го им при Кор­ну­олл­ской шко­ле ан­самб­ля удар­ных («Пер­вая кон­ст­рук­ция [в ме­тал­ле]», 1939). Жил в Сан-Фран­ци­ско (с 1939), Чи­ка­го (с 1941), Нью-Йор­ке (с 1942). В 1958 ра­бо­тал в Сту­дии муз. фо­но­ло­гии в Ми­ла­не, в 1978 – в Ин-те ис­сле­до­ва­ний и ко­ор­ди­на­ции муз.-аку­с­тич. про­блем (IRCAM) в Па­ри­же. В 1988 чи­тал лек­ции по со­временной му­зы­ке в Гар­вард­ском уни­верситете. В том же го­ду уча­ст­во­вал в фес­ти­ва­ле со­вре­мен­ной му­зы­ки «Ле­нин­град­ская осень». Пре­по­да­вал в Чи­каг­ском ин-те ди­зай­на (1941), кол­лед­же «Блэк Ма­ун­тен» в Сев. Ка­роли­не (1948, 1950, 1952), Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке (1956–60), уни­вер­си­те­тах Цин­цин­на­ти (1967) и Ил­ли­ной­са (1967–69). Сре­ди уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей – Э. Бра­ун, К. Вулф, М. Фелд­ман, Д. Хиг­гинс, А. Ка­проу, Дж. Брехт, Э. Хан­сен, Д. Бер­ман, Л. Кросс, Г. Мам­ма. Со­труд­ни­чал с хо­рео­гра­фом М. Кан­нин­ге­мом, по­эта­ми Ч. Ол­со­ном и М. Ри­чардс, ху­дож­ни­ка­ми М. Дю­ша­ном, М. Грейв­сом, В. Де Ку­нин­гом, М. Эрн­стом, Р. Ма­зер­вел­лом, М. То­би, Дж. Джон­сом и Р. Рау­шен­бер­гом, ком­по­зи­то­ра­ми Л. Хар­ри­со­ном, Л. Хил­ле­ром, Л. Бе­рио, П. Бу­ле­зом, К. Шток­хау­зеном. Чл. Амер. ака­де­мии ис­кусств и на­ук (1978).

Ху­дож.-эс­те­тич. кон­цеп­ция ком­по­зи­то­ра сло­жи­лась в зна­чит. ме­ре под влия­ни­ем дзен-буд­диз­ма (К. изу­чал его в Ко­лум­бий­ском ун-те в 1947–49), обу­сло­вив­ше­го культ ти­ши­ны, боль­шое зна­че­ние ме­ди­та­тив­но­го, ир­ра­цио­наль­но-ин­туи­тив­но­го на­чал, прин­ци­па слу­чай­но­сти в его му­зы­ке. В 1950-х гг. на ос­но­ве «И цзин» раз­ра­бо­тал «ме­тод слу­чай­ных дей­ст­вий» («Му­зы­ка пе­ре­мен», 1952; «Во­об­ра­жае­мый пей­заж № 4 [12 ра­дио­при­ём­ни­ков]», 1951). В муз. про­из­ве­де­ни­ях во­пло­щал идеи ин­де­тер­ми­низ­ма (Кон­церт для фп. и ор­ке­ст­ра, 1958), взаи­мо­про­ник­но­ве­ния иск-ва и жиз­ни. Ис­поль­зо­вал но­вые, изо­бре­тён­ные им са­мим, тех­ни­ки ком­по­зи­ции (25-звуч­ных ря­дов, ос­ти­нат­ных рит­мич. фи­гур, «вре­менны́х пре­де­лов» и др.). Зна­чит. часть со­чи­не­ний соз­да­на на ос­но­ве «рит­ми­че­ской струк­ту­ры» – чи­сло­во­го ря­да, оп­ре­де­ляю­ще­го все уров­ни ком­по­зи­ции. Ис­поль­зо­вал не­тра­диц. спо­со­бы иг­ры на ин­ст­ру­мен­тах [в пье­се «Вак­ха­на­лия» (1940) впер­вые при­ме­нил т. н. при­го­тов­лен­ное фор­те­пиа­но], не­ев­ро­пей­ские удар­ные ин­ст­ру­мен­ты (се­рия «Кон­ст­рук­ции»), шу­мы ок­ру­жаю­щей сре­ды, разл. элек­трон­ные сред­ст­ва (се­рия «Во­об­ра­жае­мые пей­за­жи»). Ра­бо­тал в об­лас­ти кон­крет­ной му­зы­ки («Во­об­ра­жае­мый пей­заж № 5», «Уиль­ямс микс», оба 1952). В 1952 под впе­чат­ле­ни­ем от «Бе­лых кар­тин» Р. Рау­шен­бер­га соз­дал без­звуч­ную муз. пье­су «4’33’’». Раз­ви­вал жанр хеп­пе­нин­га [«Не­на­зван­ное со­бы­тие» («Те­ат­раль­ная пье­са № 1»), «Пье­са Блэк Ма­ун­тен» для чте­ца, пиа­ни­ста, тан­цо­ра, грам­мо­фо­на, ра­дио­при­ём­ни­ков, с по­ка­зом ки­но­филь­мов, слай­дов, кар­тин, 1952; «10-ча­со­вое ра­дио­со­бы­тие "Зву­ко­день"» для скрип­ки, фп., го­ло­са и 9 му­зы­кан­тов, 1978]. В 1987–1991 соз­дал 5 «ев­ро­пер» – муз.-сце­нич. действ с фраг­мен­та­ми св. 100 опер раз­ных ав­то­ров 18–19 вв.

Для сво­их муз. про­из­ве­де­ний соз­да­вал гра­фич. пар­ти­ту­ры, не­од­но­крат­но пред­став­лен­ные на ху­дож. вы­став­ках: в га­ле­рее «Стейбл» (1958), га­ле­рее Джек­со­на (1972; обе – в Нью-Йор­ке), на вы­став­ке «Rolywholyover» к юби­лею К. в Лос-Анд­же­лес­ском му­зее совр. иск-ва (1992). С 1970-х гг. ра­бо­тал над ин­стал­ля­ция­ми; ис­пол­нял так­же ак­ва­ре­ли, ри­сун­ки [«17 ри­сун­ков То­ро» и «Пар­ти­ту­ра без пар­тий (40 ри­сун­ков То­ро): 12 хай­ку»; обе 1978], гра­вю­ры (цик­лы «На по­верх­но­сти», «Из­ме­не­ния и ис­чез­но­ве­ния», «Де­ро»; все 1982), эс­там­пы, ли­то­гра­фии (ил­лю­ст­ра­ции к собств. «Кни­ге о гри­бах», 1972) и др. Ав­тор ме­зо­сти­хов (в т. ч. на имя Н. Сло­ним­ско­го, 1989).

Соч.: A year from Monday. New lectures and writings. Middletown, 1968; Notations. N. Y., 1969.

Лит.: Kostelanetz R. J. Cage. L., 1974; idem. J. Cage (ex)plain(ed). N. Y., 1996; Дж. Кейдж: К 90-ле­тию со дня ро­ж­де­ния. М., 2004; Пе­ре­вер­зе­ва М. Дж. Кейдж. Жизнь, твор­че­ст­во, эс­те­ти­ка. М., 2006.

Вернуться к началу