Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВИНТЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 495

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КВИНТЕ́Т (итал. quintetto, от лат. qu­in­tus – пя­тый), 1) ан­самбль из 5 ис­пол­ни­те­лей (ин­ст­ру­мен­та­ли­стов, во­ка­ли­стов). Со­став ис­пол­ни­те­лей мо­жет быть од­но­род­ным (струн­ные смыч­ко­вые, де­ре­вян­ные ду­хо­вые, мед­ные ду­хо­вые ин­ст­ру­мен­ты; го­ло­са муж­ские, жен­ские) и сме­шан­ным (напр., смыч­ко­вые с фп., с ар­фой, с клар­не­том). Сре­ди од­но­род­ных ин­стру­мен­таль­ных со­ста­вов бо­лее дру­гих рас­про­стра­нён струн­ный К.: к ос­но­ве в ви­де струн­но­го квар­те­та до­бав­ля­ет­ся 2-й альт или 2-я вио­лон­чель. Из сме­шан­ных со­ста­вов ча­ще все­го встре­ча­ет­ся фор­те­пи­ан­ный К., как пра­ви­ло, со­стоя­щий из струн­но­го квар­те­та с фп. В клас­си­ко-ро­ман­тич. му­зы­ке ши­ро­кое при­ме­не­ние на­шли сме­шан­ные струн­но-ду­хо­вые со­ста­вы. Ду­хо­вой К. тра­ди­ци­он­но со­сто­ит из квар­те­та де­ре­вян­ных и вал­тор­ны.

2) Муз. жанр; про­из­ве­де­ние, рас­счи­тан­ное на ис­пол­не­ние ан­самб­лем ана­ло­гич­но­го на­зва­ния. Как и др. жан­ры ка­мер­ной ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки (со­нат­ный ду­эт, трио, квар­тет и др.), К. сло­жил­ся во 2-й пол. 18 в. у ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­си­че­ской шко­лы. Фор­ма цик­ла и отд. час­тей, их функ­ции в осн. ана­ло­гич­ны квар­тет­ным. Об­раз­цы жан­ра – в твор­че­ст­ве В. А. Мо­цар­та (струн­ные К.; К. для клар­не­та, 2 скри­пок, аль­та и вио­лон­че­ли A-dur), Ф. Шу­бер­та (К. «Фо­рель» для фп., скрип­ки, аль­та, вио­лон­че­ли и кон­тра­ба­са), И. Брам­са (Фп. квин­тет f-moll, К. для клар­не­та, 2 скри­пок, аль­та и вио­лон­че­ли h-moll), фп. квин­те­ты Р. Шу­ма­на, С. И. Та­нее­ва, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча. Во­каль­ный К. в ка­че­ст­ве час­ти бо­лее круп­но­го про­из­ве­де­ния встре­ча­ет­ся в опе­ре (К. в 5-й кар­ти­не опе­ры «Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го), ора­то­рии.

Вернуться к началу