Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАТУА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 365

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАТУА́Р Ге­ор­гий Льво­вич [15(27).4.1861, Мо­ск­ва – 21.5.1926, там же], рос. ком­по­зи­тор, муз. тео­ре­тик, пе­да­гог. Из ро­да Ка­туа­ров. В 1884 окон­чил ма­те­ма­ти­чес­кий ф-т Моск. ун-та. Уче­ник К. Клин­двор­та (фп.), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и А. К. Ля­до­ва (ком­по­зи­ция). Об­раз­ный строй и муз. язык его про­из­ве­де­ний фор­ми­ро­ва­лись под вли­яни­ем твор­че­ст­ва Р. Ваг­не­ра и П. И. Чай­ков­ско­го, ко­то­рый в 1886 одоб­рил пер­вые фп. со­чи­не­ния К. Ав­тор кан­та­ты «Ру­сал­ка» (1888), сим­фо­нии, сим­фо­нической кар­ти­ны «Мцы­ри» (по М. Ю. Лер­мон­то­ву; обе 1899), кон­цер­та для фп. с ор­ке­ст­ром (1909). Ка­мер­ные про­из­ве­де­ния К. (фп. трио, 3 квар­те­та, 2 квин­те­та; 2 со­на­ты для скрип­ки с фп., ро­ман­сы) от­ли­ча­ет позд­не­ро­ман­тическая па­те­ти­ка, утон­чён­ность гар­мо­нии и рит­мич. ри­сун­ка, нац. рус. ко­ло­рит. Тща­тель­ная от­дел­ка де­та­лей, тон­кая раз­рабо­тан­ность фак­ту­ры сбли­жа­ют его с ком­по­зи­то­ра­ми пе­терб. шко­лы, а так­же с К. Де­бюс­си. Пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Моск. конс. (с 1917 проф.), сре­ди уче­ни­ков – В. А. Вла­сов, С. В. Ев­се­ев, Д. Б. Ка­ба­лев­ский, Л. А. Ма­зель, Л. А. По­ло­вин­кин, В. Г. Фе­ре. В «Тео­ре­ти­че­ском кур­се гар­мо­нии» (ч. 1–2, 1924–25), опи­ра­ясь на функ­цио­наль­ное по­ни­ма­ние гар­мо­нич. яв­ле­ний (Ф. Ге­варт, Х. Ри­ман), внёс вклад в раз­ра­бот­ку уче­ния о ма­жо­ро-ми­но­ре и хро­ма­тич. сис­те­ме. Функ­цио­наль­ный под­ход ха­рак­те­рен и для его тру­да «Му­зы­каль­ная фор­ма» (ч. 1–2, 1934–36; за­вер­шён Ка­ба­лев­ским, Ма­зе­лем и По­ло­вин­ки­ным).

Лит.: Бе­ля­ев В. Г. Л. Ка­ту­ар. М., 1926; Фе­ре В. Г. Г. Л. Ка­ту­ар // Вы­даю­щие­ся дея­те­ли тео­ре­ти­ко-ком­по­зи­тор­ско­го фа­куль­те­та Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. М., 1966.

Вернуться к началу