Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́МЕРНАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 619

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КА́МЕРНАЯ МУ́ЗЫКА (от ср.-век. лат. camera – ком­на­та), во­каль­ная или ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка, пред­на­зна­чен­ная для ис­пол­не­ния в не­боль­шом по­ме­ще­нии не­боль­шим со­ста­вом ис­пол­ни­те­лей (ан­самб­лем, ка­мер­ным ор­ке­ст­ром). Тер­мин «К. м.» впер­вые встре­ча­ет­ся в 1555 у Н. Ви­чен­ти­но. В 16–17 вв. «ка­мер­ной» на­зы­ва­ли свет­скую му­зы­ку (во­каль­ную, с 17 в. так­же ин­ст­ру­мен­таль­ную), зву­чав­шую в до­маш­них ус­ло­ви­ях и при дво­ре; в 17–18 вв. в боль­шин­ст­ве стран Ев­ро­пы при­двор­ные му­зы­кан­ты но­си­ли зва­ние «ка­мер-му­зы­кан­тов» (в Рос­сии это зва­ние су­ще­ст­во­ва­ло в 18 – нач. 19 вв.; в Ав­ст­рии и Гер­ма­нии в ка­че­ст­ве поч. зва­ния для ин­стру­мен­та­ли­стов со­хра­ни­лось по­ны­не). В 18 в. К. м. зву­ча­ла гл. обр. в ве­ли­косвет­ских са­ло­нах в уз­ком кру­гу зна­то­ков и лю­би­те­лей, с нач. 19 в. уст­раи­ва­лись пуб­лич­ные ка­мер­ные кон­цер­ты, к сер. 19 в. они ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ев­роп. муз. жиз­ни. С рас­про­ст­ра­не­ни­ем пуб­лич­ных кон­цер­тов ка­мер­ны­ми ис­пол­ни­те­ля­ми ста­ли на­зы­вать проф. му­зы­кан­тов, вы­сту­паю­щих в кон­цер­тах с ис­пол­не­ни­ем К. м. Ус­той­чи­вые ти­пы ка­мер­но­го ан­самб­ля: ду­эт, трио, квар­тет, квин­тет, сек­стет, сеп­тет, ок­тет, но­нет, де­ци­мет. Во­каль­ный ан­самбль, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит при­бли­зи­тель­но от 10 до 20 ис­пол­ни­те­лей, как пра­ви­ло, на­зы­ва­ет­ся ка­мер­ным хо­ром; ин­ст­ру­мен­таль­ный ан­самбль, объ­е­ди­няю­щий бо­лее 12 ис­пол­ни­те­лей, – ка­мер­ным ор­ке­ст­ром (гра­ни­цы ме­ж­ду ка­мер­ным и ма­лым сим­фо­нич. ор­ке­ст­ром не­оп­ре­де­лён­ны).

Наи­бо­лее раз­ви­тая ин­ст­ру­мен­таль­ная фор­ма К. м. – цик­лич. со­на­та (в 17–18 вв. – трио-со­на­та, соль­ная со­на­та без со­про­во­ж­де­ния или с со­про­во­ж­де­ни­ем бас­со кон­ти­нуо; клас­сич. об­раз­цы – у А. Ко­рел­ли, И. С. Ба­ха). Во 2-й пол. 18 в. у Й. Гайд­на, К. Дит­терс­дор­фа, Л. Бок­ке­ри­ни, В. А. Мо­цар­та сфор­ми­ро­ва­лись жан­ры клас­сич. со­на­ты (соль­ной и ан­самб­ле­вой), трио, квар­те­та, квин­те­та (од­но­вре­мен­но с ти­пи­за­ци­ей ис­пол­ни­тель­ских со­ста­вов), ус­та­но­ви­лась оп­ре­де­лён­ная связь ме­ж­ду ха­рак­те­ром из­ло­же­ния ка­ж­дой пар­тии и воз­мож­но­стя­ми ин­ст­ру­мен­та, для ко­то­ро­го она пред­на­зна­че­на (ра­нее до­пус­ка­лось ис­пол­не­ние од­но­го и то­го же со­чи­не­ния раз­ны­ми со­ста­ва­ми ин­ст­ру­мен­тов). Для ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (гл. обр. смыч­ко­во­го квар­те­та) в 1-й пол. 19 в. со­чи­ня­ли Л. ван Бет­хо­вен, Ф. Шу­берт, Ф. Мен­дель­сон, Р. Шу­ман и мн. др. ком­по­зи­то­ры. Во 2-й пол. 19 в. вы­да­ю­щие­ся об­раз­цы К. м. соз­да­ли И. Брамс, Э. Григ, С. Франк, Б. Сме­та­на, А. Двор­жак, в 20 в. – К. Де­бюс­си, М. Ра­вель, П. Хин­де­мит, Л. Яначек­, Б. Бар­ток и др. В Рос­сии ка­мерное му­зи­ци­ро­ва­ние рас­про­стра­ни­лось с 1770-х гг.; пер­вые ин­ст­ру­мен­таль­ные ан­самб­ли на­пи­сал Д. С. Борт­нян­ский. Даль­ней­шее раз­ви­тие К. м. по­лу­чи­ла у А. А. Алябь­е­ва, М. И. Глин­ки и дос­тиг­ла вы­со­чай­ше­го ху­дож. уров­ня в твор­че­ст­ве П. И. Чай­ков­ско­го и А. П. Бо­ро­ди­на. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ли ка­мер­но­му ан­самб­лю С. И. Та­не­ев, А. К. Гла­зу­нов, С. В. Рах­ма­ни­нов, Н. Я. Мяс­ков­ский, Д. Д. Шос­та­ко­вич, С. С. Про­кофь­ев. В про­цес­се ис­то­рич. раз­ви­тия стиль К. м. зна­чи­тель­но ме­нял­ся, сбли­жа­ясь с сим­фо­ни­че­ским ли­бо вир­ту­оз­но-кон­церт­ным (сим­фо­ни­за­ция квар­те­тов у Бет­хо­ве­на, Чай­ков­ско­го, квар­те­тов и квин­те­тов – у Шу­ма­на и Брам­са, чер­ты кон­церт­но­сти в со­на­тах для скрип­ки и фп.: № 9 «Крей­це­ро­вой» Бет­хо­ве­на, со­на­те Фран­ка, № 3 Брам­са, № 3 Гри­га). С др. сто­ро­ны, в 20 в. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли сим­фо­нии и кон­цер­ты для не­боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ин­ст­ру­мен­тов, став­шие раз­но­вид­но­стя­ми ка­мер­ных жан­ров: ка­мер­ная сим­фо­ния (напр., 14-я сим­фо­ния Шос­та­ко­ви­ча), «му­зы­ка для...» (Му­зы­ка для струн­ных, удар­ных и че­ле­сты Бар­то­ка), кон­цер­ти­но и др. Осо­бый жанр К. м. – ин­ст­ру­мен­таль­ные ми­ниа­тю­ры (в 19–20 вв. они не­ред­ко объ­е­ди­ня­ют­ся в цик­лы). В их чис­ле: фп. «пес­ни без слов» Мен­дель­со­на, пье­сы Шу­ма­на, валь­сы, нок­тюр­ны, пре­лю­дии и этю­ды Ф. Шо­пе­на, ка­мер­ные фп. со­чи­не­ния ма­лой фор­мы А. Н. Скря­би­на, Рах­ма­ни­но­ва, Н. К. Мет­не­ра, фп. пье­сы Чай­ков­ско­го, Про­кофь­е­ва, мн. пье­сы для разл. ин­ст­ру­мен­тов отеч. и за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров.

С кон. 18 в. и осо­бен­но в 19 в. вид­ное ме­сто за­ня­ла и во­каль­ная К. м. (жан­ры пес­ни и ро­ман­са). Ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки вве­ли жанр во­каль­ной ми­ниа­тю­ры, а так­же пе­сен­ные цик­лы («Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» и «Зим­ний путь» Ф. Шу­бер­та, «Лю­бовь по­эта» Р. Шу­ма­на, и др.). Во 2-й пол. 19 в. мно­го вни­ма­ния во­каль­ной К. м. уде­лял И. Брамс, в твор­че­ст­ве X. Воль­фа ка­мер­ные во­каль­ные жан­ры за­ня­ли ве­ду­щее по­ло­же­ние. Ши­ро­кое раз­ви­тие жан­ры пес­ни и ро­ман­са по­лу­чи­ли в Рос­сии, ху­дож. вы­сот дос­тиг­ли в них М. И. Глин­ка, П. И. Чай­ков­ский, А. П. Бо­ро­дин, М. П. Му­сорг­ский, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, С. В. Рах­ма­ни­нов, С. С. Про­кофь­ев, Д. Д. Шос­та­ко­вич, Г. В. Сви­ри­дов.

Лит.: Mersmann H. Die Kammermusik. Lpz., 1930–1933. Bd 1–4; Altmann W. Kammer­mu­sik-Katalog. 6. Aufl. Lpz., 1945; Ва­си­на-Гросс­ман В. A. Рус­ский клас­си­че­ский ро­манс. М., 1956; Раа­бен Л. Ин­ст­ру­мен­таль­ный ан­самбль в рус­ской му­зы­ке. М., 1961; он же. Со­вет­ская ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка. Л., 1963; он же. Ка­мер­ная ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка 1-й по­ло­ви­ны XX в.: Стра­ны Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Л., 1986; Die Kammermusik / Hrsg. H. Unverricht. Köln, 1972; Salmen W. Hausund Kammermusik: privates Musizieren in ge­sell­schaftlichen Wandel zwischen 1600 und 1900. Lpz., 1982 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 4. Lfg 3); McCalla J. Twentieth-century chamber music. L., 1996; Baron J. H. Intimate music: a history of the idea of chamber music. Stuyvesant, 1998.

Вернуться к началу